Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно нравственного развития,
воспитания и социализации являются базовые национальные
ценности, хранимые в социально исторических, культурных,
семейных традициях многонационального народа России, пере
даваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успеш
ное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от националь
ной жизни России во всей её исторической и культурной пол
ноте, этническом многообразии. В сфере национальной жиз
ни можно выделить источники нравственности и человечности,
т. е. те области общественных отношений, деятельности и со
знания, опора на которые позволяет человеку противостоять
разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со
знание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,
природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности
определяются и базовые национальные ценности, каждая из ко
торых раскрывается в системе нравственных ценностей (пред
ставлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к сво
ей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и националь
ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое го
сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли
культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение
к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже
нии рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и со
зидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
традиционные российские религии — представления о
вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели
гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос
нове межконфессионального диалога;
18
|
искусство и литература — красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур
и народов, прогресс человечества, международное сотрудни
чество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного
пространства духовно нравственного развития и воспитания
школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучаю
щихся. Для организации такого пространства и его полноцен
ного функционирования требуются согласованные усилия всех
социальных субъектов — участников воспитания: семьи, обще
ственных организаций, включая детско юношеские движе
ния и организации, учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религи
озных объединений. Ведущая, содержательно определяющая
роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъек
там образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе
представления о единой нации и готовности основных социаль
ных сил к гражданской консолидации на основе общих цен
ностей и социальных смыслов в решении общенациональных
задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым националь
ным ценностям позволит укрепить единство российского обра
зовательного пространства, придать ему открытость, диалогич
ность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям
не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и
самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство
нации достигается через базовый ценностный консенсус в диа
логе различных политических и социальных сил, этнических и
религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг
другу, готовностью сообща решать общенациональные пробле
мы, в числе которых духовно нравственное воспитание детей и
молодёжи как основа развития нашей страны.
|