Инфраструктура СМИ.
Инфраструктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.
Важнейшими частями инфраструктуры являются:
· информационные агентства и службы обмена информацией,
· производственно-технические подразделения,
· службы связи,
· система доставки и распространения,
· институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них,
· ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц,
· государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюдающие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.
1. Информационные агентства и службы- это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д.
а) Информационные агентства заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако, бывает и так, что И.С. выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»)
Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений. + фотки. А потом и аудио и видео. Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС Некоторые крендели называют Интернет Информационным Агентством.
б) Информационные службы – по сравнению с универсальными ИА, они более специализированы.Выделяют: небольшие региональные агентства, а также «независимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer). Кроме того, существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.
Есть ряд специализированных агентств
- по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство),
- по характеру распространяемых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов),
- по источникам сведений (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе передач зарубежных радиостанций),
- по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных).
в) Пресс-центры и службы связи с общественностьюсоздаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со средствами массовой информации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.
Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности (ха-ха). В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые различным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнительной, отвечающей требованиям редакции обработки.
Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане).
Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (англ. «public relation»). Но их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, поскольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказчика». Цель этих служб -налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи.
г) рекламные агентств. Принимают заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.
д) Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики участвуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ:
- киностудии документальных и художественных фильмов;
- звукозаписывающие фирмы;
- различные хранилища (библиотеки, архивы письменных и кино-, фотодокументов, фильмофонды, Книжная палата) и др.
+ организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией.