КОМПОЗИЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

В замечательном романе Фенимора Купера «Последний из могикан» есть интересный эпизод. Великий Змей, Зверобой и Ункас заметили в кустах пасущегося оленя и решили непременно его подстрелить.

- Ставлю рог пороха, что я попаду ему пулей ровно между глаз, – делает свою ставку бледнолицый охотник.

- Но ведь из кустов видны только его рога! – сомневается Ункас.

- Мальчик! Неужели ты думаешь, что я не могу предполагать, где находится его лоб по отношению к его рогам? – улыбается наивности молодого индейца Зверобой.

Олень, разумеется, был подстрелен, бледнолицый доказал свое мастерство, нам же остался прекрасный принцип, который формулируется в двух тезисах:

 

v Мы можем иметь представление о целом, имея представление о его частях.

v Мы должны представить целое, чтобы правильно расположить его части.

 

Прежде чем написать хотя бы одну строчку или абзац своего труда, мы должны «приблизительно-точно» представить его параметры, структуру, содержание, «его облик», композицию.

Составляющие письменной работы

Не только письменные работы, но и всякие удобомыслимые рассуждения, протекающие от предположений к выводам, строятся по одинаково общей схеме:

 

v введение;

v основная часть (рассуждения);

v заключение.

 

Подобная схема позволяет мягко ввести читателя в курс дела, дробя тему на вопросы. Она помогает разобраться, насколько это возможно, с каждым из вопросов, высказать личные взгляды и предположения по данной проблеме и синтезировать исследование в собственном обоснованном заключении. Здесь есть место и творчеству, и строгой логике; одинаково необходимы непредвзятость и вдохновенность, правильная расстановка акцентов и общая связанность всех элементов текста.

В процентном соотношении эти части составляют:

 

v введение – 10%;

v основная часть – 75 %;

v заключение – 15 % .

 

Необходимо всегда придерживаться этих пропорций. Дело в том, что именно такие соотношения лучше всего воспринимаются и усваиваются. Посудите сами: как бы вам понравилось получасовое введение к десятиминутной проповеди? Или часовое рассуждение, лишенное каких-либо выводов и комментариев? Не забывайте: чтобы попасть в лоб оленю, нужно знать, где у него голова, а где копыта.