Основные признаки научного стиля речи

Самая главная особенность научного стиля – логичность изложения. Каждое высказывание, связка, переход в тексте выполняются в строгой последовательности от одного к другому и обладают абсолютной логичностью. Следите, чтобы все части предложения были «равными по весу», пропорционально нагруженными смыслом. Не говорите: «Стиль нашей работы отличается от всех других работ». Лучше: «Стиль нашей работы отличается от стилей всех других работ».

Используйте именно те слова, которые вы подразумеваете. Не стремитесь насытить работу переносными смыслами и иносказаниями. Поменьше эвфемизмов. Не человек, нуждающийся в покаянии, но грешник; не называйте слепых людьми с ослабленным зрением, а блудницу – великой грешницей. Если вам все-таки не удалось миновать многозначного слова или фразы, постарайтесь их хоть немного объяснить, чтобы о вас кто-нибудь не сказал: «Перья у писателей были, им не хватало только крыльев!» Достигайте смысловой точности и однозначности.

Не нужно боятьсяабстрактных выражений и обобщения понятий. «Скорость, время, пространство, качество, предел» – вот подходящая лексика.

И, пожалуй, главным правилом для «научного» является объективность. Оперируйте достоверными фактами. Не используйте сомнительную, не проверенную информацию, чтобы не подвергнуться разоблачению. Предположение называйте предположением, аксиому – аксиомой. Если «плаваете» в каком-то пункте, обойдите его стороной, упростите рассуждения, в этом нет ничего унизительного. «Все знают и понимают только дураки и шарлатаны!» – писал Чехов.

Ко всему сказанному стоит добавить дюжину замечаний, которые также следует учесть. Научный стиль предполагает:

v частую повторяемость ключевых слов;

v прямой порядок слов («Вера есть средство общения с Богом», но не «Средством общения с Богом является вера»);

v широкое использование словосочетаний сущ.+сущ. в род. падеже (книга учителя, стол преподавателя, любовь Божья);

v преобладание неопределенно-личных и безличных предложений («Предполагается, что эти рассуждения имеют смысл…»);

v редкое использование неполных предложений;

v обилие сложных предложений;

v частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

v термины, термины, термины…;

v частое использование абстрактных отглагольных существительных (абстрагирование, вычленение, изучение, обобщение);

v повествование от третьего лица;

v отсутствие восклицательных частиц и междометий («Ах, какие выводы!»);

v рассуждение и описание как основной тип речи.

Для примера научного стиля речи приводим отрывок из учебника по логике, раскрывающий значение формы мышления.