Виды остеопатических подходов к грудному ребёнку.

Серия фотографий, отражающих ход первого сеанса в частном остеопатическом кабинете.

Первый случай.

А) Установление контакта с грудным ребёнком (подход). Наблюдение за черепом и лицом.

До начала лечения грудного ребёнка, которому исполнилось несколько месяцев, недель или даже дней. Нужно сначала познакомиться с ним, то есть войти с ним в контакт.

Если ребёнок бодрствует, первый контакт происходит тогда, когда ребёнок находится на руках у матери. Мать даёт ему ощущение безопасности.

На этом фото (фото 1) ребёнок соглашается на коммуникацию. Он смотрит на врача. Вопрошает его взглядом. Концентрирует внимание на его губах, слушает его. Во время этой фазы «принятия» остеопат просит маму показать ему череп ребёнка в профиль и в анфас.


Фото 1 С'.’ N Г ■' '

Фото 2

Остеопат разглядывает профиль и фас ребёнка. Он разговаривает с грудным ребёнком как с взрослым, используя простые и короткие фразы. Он пытается заинтересовать ребёнка в происходящем, пыта- ^ ется вовлечь ребёнка в игру под названием «остеопатический сеанс».

_* Посмотрите, есть пи асимметрия свода черепа (плагиоцефалия). ( Фото 2): Когда малыш постоянно спит на одной стороне, это приводит чаще всего к уплощению гомолатерапьного затылка - опоры и к

выпуклости на контралатеральной фронтальной зоне. Для остеопата - это первый признак страдания внутричерепных мембран и указание на то, что структуры пострадали в процессе родов. Зачастую пла-гиоцефалия связана с кривошеей, вторичной по отношению к травме грудино-ключично-сосцевидной мышцы из-за трудного процесса родов.

Такое поражение часто встречается у детей с отсталостью умственного и моторного развития.

Совет родителям. Систематически менять положение малыша во время сна. В принципе аномалия тогда должна исчезнуть. Но в % случаев этого недостаточно, что доказывает необходимость остеопа-| тического лечения.

* Проверьте наличие асимметрий на уровне лица, что часто бывает после родов. Не забывайте, что именно от положения, в котором голова плода преодолевает самый длительный период прохождения таза матери, зависят самые трудно разглаживающиеся следы, остающиеся после родовой работы. Итак, если есть флексия головы относительно грудины, может возникнуть укорочение подбородка (микрогна-тия).

Если одно плечо давит на челюсть, может возникнуть временное латеральное смещение нижней челюсти. Для остеопата - это сигнал к обязательному обследованию височно-нижнечелюстного региона и височной кости с ОМ с этой же стороны.

Является ли ребёнок недоношенным? Обычно битемпоральный диаметр головы таких детей является узким. Такая морфология может сохраняться в течение 12 месяцев. Если не прибегнуть к остеопатическому краниальному лечению, голова может остаться длинной в своём затылочно-лобном диаметре.

Анормальное увеличение диаметра черепа говорит о гидроцефалии или мегацефалии. Глазные яблоки отклоняются в этом случае вниз и открывают верхнюю склеру._( Схема 1)_Такой признак мы называем «закатом солнца». ______________ _________________

Схема 1


Фото 3

Анормальное уменьшение черепа свидетельствует о микроцефалии.

* Посмотрите внимательно наличие серозно-кровяных бугров в затылочно-теменной области в виде маленьких припухлостей и отёков, возникших из-за давления на череп при разрыве омниотических мембран. Если обнаружите, тестируйте СБС и затылочно-теменные швы.

* В двух последних случаях необходимо измерить диаметр черепа. Ребёнок лежит на спине. Осторожно измерьте портновским метром диаметр черепа ребёнка, измерив затылочную, теменную и лобную области. На самом деле - это измерение расстояния между назионом и инионом.

* И наконец, проверьте симметрию рецепторов: глаз, носа, рта, ушей. Их открытие и закрытие. Их глубину посадки или выступание.

Б) Обследование.

Как только контакт установлен, остеопат очень осторожно и с любовью берёт ребёнка у мамы, продолжая с ним разговаривать.

Посмотрите, (Фото 4) как этот малыш, которому всего несколько недель, заинтересованно слушает незамысловатую речь остеопата. Ребёнок вступает с ним в диалог. Если первый контакт удался, сеанс будет протекать в наилучших условиях.

Фото 4

. Такое положение (Фото 4) ребёнка в руках врача позволяет сделать интересные наблюдени

1. Проверка состояния глаз.

Схема 2


----- .

Остеопат может проверить состояние глаз, поведение склеры и зрачков, радужной оболочки, экстраокулярные движения ребёнка, когда его медленно поворачивают. При ротации ребёнка его голову следует поддерживать в нейтральном положении с помощью больших пальцев. Глаза ребёнка при вращении смотрят туда, куда его вращают. Когда ротация прекращается, глаза ребёнка поворачиваются в противоположном направлении после выполнения нистагмоидных движений. Ребёнок начинает следить взглядом только через несколько недель. Нистагм фиксации приходит в норму через несколько недель после родов, если этого не происходит, на это нужно обратить внимание.

норма



сходящееся косоглазие


Тест «глаза куклы». Глаза не следуют за движением головы, когда её медленно вращают в полную ротацию. Они остаются в своей начальной позиции. Этот тест выявляет парез глазодвигательного нерва и поражение прямой наружной мышцы глаза. Он так же выявляет развитие сходящегося или расходящегося косоглазия. (Схема 2)

расходящееся косоглазие


В течение первых шести месяцев может существовать перемежающееся сходящееся косоглазие. Нам это говорит о наличии краниальной проблемы. Это косоглазие может персистировать и часто трансформируется в сходящееся или расходящееся косоглазие, становясь уже офтальмологической проблемой. Раннее вмешательство при первых симптомах и своевременное печение позволяют остановить нарастание симптомов и устранить косоглазие

Любая аномалия, выявленная при осмотре, должна быть доведена до сведения родителей, чтобы те как можно скорее обратились к педиатру, семейному врачу или офтальмологу.

2. Осмотр ушей. ( Схема 3)

Обычно верхний край уха должен находиться на уровне начала роста волос и на воображаемой горизонтальной линии, проходящей через наружный край глаза. Для нас осмотр уха имеет большое значение, т к по нему можно судить о положении височной кости по отношению к затылочной. Любое наруше ние положения ушей может указывать на наличие краниальной проблемы.

Схема 3:

нормальное псевдо-низкое истинно-низкое положение положение положение

К тому же нужно помнить о том, что маленькие уши, деформация ушей, низкое положение ушей свидетельствуют о наличии врожденных аномалий развития или других ренальных проблем.

Все такие дети нуждаются в краниальном лечении, которое может улучшить клинические проявления их проблемы. Это остеопатическое лечение должно быть дополнением к классическому

На громкий звук (щелчок пальцами, хлопок ладонями) ребёнок должен отреагировать морганием. В 10 недель на звуковой раздражитель ребёнок отвечает замедлением двигательной активности. В 3-4 месяца он начинает поворачивать голову к источнику звука, иногда проявляя эмоции удивления.

3. Исследование архаичных рефлексов (врожденных рефлексов).

• Исследование вертикального рефлекса, (до 4 месяцев)

Ребёнка держат под мышки в вертикальном положении, его голова в нейтральном положении, а ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах. Если при этом ребёнок постоянно разгибает и приводит ноги (положение ножниц), это может говорить о неврологической проблеме - спастической параплегии или диплегии. Нужно обратиться к лечащему врачу для обследования

Когда стопы ребёнка опираются о поверхность стола, нужно наклонить его вперёд, так, чтобы одна нога сделала «шаг вперёд». На это ребёнок ответит автоматической ходьбой. Этот рефлекс не вызывается у детей с парезами и детей с ягодичным предлежанием.

• Исследования ротационного движения.

Ребёнка держат под мышки в вертикальном положении, лицом к остеопату. Следует повернуть ребёнка сначала в одну, затем в другую сторону. В норме голова ребёнка повернётся вслед за туловищем. Если голову удерживают большими пальцами, то глаза ребёнка должны повернуться в сторону вращения. При наличии проблемы вестибулярного аппарата голова и глаза не двигаются вслед за туловищем. Этот тест позволяет очень рано выявить косоглазие.

4. Первое пальпаторное обследование и исследование подвижности в шейно-грудном отделе.

При этом подходе подушечки пальцев обследуют эту область и могут мобилизовать позвоночник ребёнка кпереди, кзади и латерально.

Нужно выбрать удобный момент, когда ребёнок положительно отвечает на терапевтическую «игру» остеопата, и медленно и нежно уложить его на спину. Ребенок может продолжать свой «монолог» или отвечать остеопату гулением. Здесь, (фото 4), ребёнок смеётся, выражает свою радость и удовольствие.

5. Обследование таза, подвздошных костей и крестцово-поясничного сочленения.

Чтобы сохранить комфортное положение ребёнка и избежать нежелательных натяжений мышц шеи, подложите ему под затылок подушку. Этим вы избежите ненужных слёз, нарушающих контакт ребёнка с врачом и остеопатией.

• Обследование всего ансамбля позвоночника: поиск врожденных аномалий, зон ограничения движения. Проведите тест сегментарной подвижности.

Подушечки пальцев находятся по обе стороны от остистых отростков, оставшаяся часть руки охватывает тело ребёнка. Проведите тест подвижности мягко и не агрессивно. Видите, (фото 5), вопросительный и очень внимательный взгляд этого красивого ребёнка.

Фото 6


Фото 5

В случае обнаружения зон ограничения движения немедленно проведите коррекцию. Её можно вы-п0лнять'фасциальнымй7прямь1ми или мйотёнзивными тёхниками/в зависимости от случая.

• Продолжаем остеопатический осмотр и переходим к исследованию шейного отдела позвоночника. Методично проделайте мягкие нежные аналитические движения флексии-экстенхии. Остеопат должен быть сконцентрированным и внимательным к реакциям организма ребёнка: к любым врожденным аномалиям, сегментарным или глобальным потерям подвижности, ригидности шеи.

• Затылочный знак Брудзинского: при сгибании шеи кпереди (фото 7), отмечается болезненность и ограничение движения, часто сопровождающаяся сгибанием коленей и ТБС. Это свидетельствует о менингиальном воспалении.


Фото 7

Обратите внимание на то, что левая рука врача опирается о грудину ребёнка.

Ребёнок лежит расслабленно, прислушиваясь ко всему, что с ним делают. Он бодрствует и открывает для себя неизведанное. При таком нежном обращении врача ребёнок открывает для себя части своего тела. Теперь он знает, что существует и что его тело принадлежит ему. Он получает от своего тела неизвестные до этого ощущения, которые, как нам кажется, приносят ему удовольствие.

• Исследование левой и правой ротации в шейном отделе.

Здесь мы обнаруживаем врожденный псевдо-тонический рефлекс Он может появляться с рождения, но чаще с 2 месяцев и исчезает к 6 месяцам.


Фото 8

Врожденный псевдо-тонический рефлекс

Он заключается в том, (фото 8). что при повороте головы и ' ■') iPqH приведении нижней челюсти к плечу, рука и нога на стороне по

’. ;3j| Л ворота разгибаются, а рука и нога на противоположной - сгиба-

Нужно помнить, что этот рефлекс должен исчезнуть к 6 месяцам. Если он остаётся, - ► серьёзное поражение на уровне шеи.

Шея - это место пересечения натяжений, мешающих ребёнку. Эти натяжения влияют на окципито-атлантоидальную область, которая становится болезненной при пальпации и которая беспокоит большинство младенцев. Нужно протестировать эту область и проделать краниальную работу. Но прежде нужно нормализовать структуры окципито-атлантного сочленения, освободить мышечно-фасциальные натяжения.

*_Исследование латеральной мобильности: правой и левой.

Посмотрите (фото 9-10) на позу остеопата, как он сидит, как располагаются его верхние конечности. Он исследует мобильность всем своим тепом. Он составляет единое целое с ритмом структур младенца. Таким образом он избегает агрессивности и грубости в осмотре структур малыша, избавляя его от какого-либо риска.

В результате таких действий остеопата ребёнок «соглашается» на любые действия остеопата без крика и плача. Он терпеливо и даже с удовольствием переносит все тесты. Сразу же за диагностикой | следует коррекция.

| • Осмотр нижних конечностей.

Примечание: У грудного ребёнка мобильность всех суставов больше. По мере роста ребёнка мобильность уменьшается.

Вальгус колена присутствует с 2-х до 6-10 - ти лет. Потом в принципе ноги становятся нормальными. Торсии большеберцовой кости снаружи вовнутрь исправляются к 2-ум годам. Инкурвация костей нижних конечностей исчезает к 18-ти месяцам.

Итак. Мы осматриваем стопы малыша, чтобы обнаружить любую ригидность, любую врождённую аномалию: варусное искривление стопы, характеризующееся аддукцией плюсны. Вся стопа закручивается внутрь по своей продольной оси. Если плюсна стопы повёрнута внутрь по своей продольной оси и приведена в аддукцию, это свидетельствует к тому же о наличии метатарзального варуса.

В принципе здоровой стопой можно свободно манипулировать, т. к. она эластична во всех направлениях и не напряжена. В первые два года подошвенный рефлекс вызывает абдукцию плюсны по отношению к плюснево-предплюсневой линии и сильную флексию стопы.

Искривление стопы нужно начать лечить как можно раньше. Остеопатическое лечение, стимуляция подошвенных рефлексов, решение постуральных проблем и ортопедическая обувь позволяют зачастую избежать операции. Действие остеопата направлено на поиск правильного положения большеберцового столба, в целом, и на соотношение таранной и пяточной костей, в частности. Лечение будет протекать в течение долгого периода.

* Тестирование тазобедренного сустава и бедра.

Для поиска подвывихов.

- Манёвр и признак Ортолани. Пациент лежит на спине. Ноги согнуты в тазобедренном и в коленном суставе под 90 градусов. Отвести голени в абдукцию, пока латеральная поверхность колен не коснётся кушетки (Фото 11).

Фото 11


Если подскок видимый, пальпируемый, а иногда и слышимый, значит, имеется подвывих бедра. Головка бедренной кости расположена позади ацетабулума. Значит, подушка абдукции.

- Признак Барлоу. Бедро в абдукции. Большой палец врача лежит на малом вертеле и давит кзади и кнаружи. Врач пальпирует подскок, обозначающий переход бедренной головки на заднюю часть бровки вертлужной впадины. Когда же давление снимают, подскок означает возвращение головки бедра в своё нормальное положение. Значит, бедро нестабильно.

После постнатального периода эти признаки затухают. И наоборот, отнеситесь внимательно к уменьшению абдукции бедра, что говорит о врождённом подвывихе бедра. Отмечайте все аномалии ко-| лена и аномалии его подвижности.

|*_Тест, коррекция и уравновешивание крестцово-поясничной мобильности.

Этот тест выполняется с использованием движения флексии-экстензии, правой и левой ротации, правой и левой латеральной флексии.

Фото 12


Остеопат (фото 12) , как и в предыдущем манёвре, сидит «верхом» на кушетке. Он ищет зоны ри- ... { гидности и контрактуры. Он оценивает общую гибкость таза ниже L5. Он ищет точку фокусировки сил и точку равновесия мембран. Удерживает равновесие, потом тестирует ещё раз.


Фото 13

I2 Тест, коррекция и уравновешивание сегментарной и глобальной мобильности грудопоясничного и поясничного отдела позвоночника.

Врач ищет ригидные и болезненные зоны, оценивает общую гибкость во всех направлениях грудопоясничного отдела позвоночника.

Описывая «восьмёрки», медленными и ритмичными круговыми движениями задействуем всю гемодинамику и вызываем внутрибрюшную стимуляцию и стимуляцию малого таза.

j *Тесты и коррекции фасций и крестцово-подвздошного уровня.

Точки контакта. (Фото 14): Цефалическая рука «мостиком» стоит на тазе. Подушечки пальцев на контралатеральной передней верхней ости подвздошной кости. Основание ладони на гомолатеральной передней верхней подвздошной ости.

Каудальная рука: два пальца (указательный и средний) или три пальца (указательный, средний, безымянный) на крестце.


4Фото 14-

Прослушивание крестца через иммобилизацию подвздошных костей. Прослушивание крестца при свободных подвздошных костях. Прослушивание подвздошных костей при иммобилизации крестца. Прослушивание подвздошных костей при свободном крестце. Прослушивание одной подвздошной кости по отношению к крестцу и другой подвздошной кости. И т. д. прослушивание её ритма. Силы и амплитуды. Коррекция возможных поражений.

Запоминаем! При флексии вершина крестца смещается кпереди, а основание кзади. При экстен-_ зии, вершина идёт назад, основание вперёд.

Практически! Максимально расслабьте все напряжения ваших рук и пальцев. Локоть должен опираться на кушетку и служить фулькрумом. Закрывая глаза, концентрируйте все своё внимание на руке. Рука и крестец составляют единое целое. Рука адаптируется к ритму крестца. А крестец воспринимает ритм руки.

ния, найти точку покоя, подождать расслабления натяжений и отпустить. Можно найти более глубокую зону, используя более жесткое давление и проделать такое же прослушивание

CATHIE рекомендует: «при специфической работе с глубокими фасциями следует спровоцировать чередование тракции и расслабления фасций». Расслабление должно быть мягким. Резкое расслабление может быть болезненным.

Варианты: Доктор Ж. Апледжер в своей книге «Кранио-сакральная терапия» излагает немножко другую точку зрения. Он рекомендует поставить крестцовую руку поперек крестца. А гипотенар тазовой руки - на лоно. Оставшаяся часть руки располагается на выше лона (Фото 39).

В общем освобождение внутритазовых натяжений и их балансировка улучшит амплитуду и равновесие краниальной подвижности. К тому же, эта техника положительно влияет на внутренние органы области таза, регулируя гемодинамику, дренаж и нервное проведение.

• Тест, коррекция и балансировка торакоабдоминальной диафрагмы.

У детей часто наблюдается гипертонус или контрактура этой диафрагмы.

Мышечно-фиброзная перегородка соединяет абдоминальные и торакальные фасции. Она соединяет тазовую диафрагму с черепной диафрагмой. Она имеет огромное значение, т.к. через неё проходят аорта, полая вена, пищевод и его сосуды, грудной канал, внутренняя грудная артерия и все большие и маленькие нервы внутренних органов - блуждающий (идущий из черепа через рваное отверстие), диафрагмальные нервы (из шейного отдела СЗ - С5).

Мышцы диафрагмы связаны с квадратной мышцей спины, m.psoas, фасциями, прикрепляющимися к перикарду и т.д. Её дисфункция влечет за собой нарушения многих структур, органов, функций.

Точки контакта: (фото15) Одна рука лежит на грудопоясничном отделе позвоночника D12, L1, L2 L3. У грудного ребёнка достаточно положить 3 пальца на эту область, а остальная часть руки охватывает тело ребёнка. Другая рука встаёт на область эпигастрия и нижний реберный край. У грудного ребёнка достаточно трёх пальцев: указательного, среднего и мизинца.


Фото 15

Техника идентична описанной выше. Рука на позвоночнике пассивна. Другая рука делает технику, следует за тканями, ищет точку равновесия, остаётся в ней до достижения расслабления давлений.

Данная техника имеет целью освободить верхнюю апертуру грудной клетки, расслабив соединительную ткань. Предварительный тест шейного и шейно-грудного отдела позвоночника тоже позволяет освободить и гармонизировать структуры этой области соответствующими техниками.

Техника

Точки контакта (Фото 16): Одна рука лежит на позвоночнике на уровне С7 D1 D2 D3. Эти позвонки должны лежать в ладони. У грудного ребёнка достаточно трёх пальцев (указательного, среднего и мизинца. Другая рука находится на верхней и передне-верхней части грудной клетки, покрывая собой грудиноключичные суставы, уровень трахеи и верхний реберно-мыщелковый регион.


Фото 16

Замечания: Вертебральная рука остаётся неподвижной. Передняя рука тоже сначала ничего не делает. Затем она начинает прослушивание, создавая небольшое давление в переднезаднем направлении. Потом она следует за ответом фасций, за подвижностью тканей и находит точку баланса натяжений. Тут она стоит до расслабления. Позвольте фасциям пойти в другую сторону, но не давайте им вернуться, а продолжайте следовать за ними до того момента, когда почувствуете снижение натяжений, которое проявится расслаблением тканей, фасций и ниже лежащих органов.

Тест, коррекция и балансировка подзатылочной диафрагмы.

Цель: расслабить и сбалансировать натяжения подзатылочных фасций и мышц. Эта техника способствует расслаблению затылка.

Техника у новорожденных:

Точки контакта (Фото 17): Обе руки лежат под затылком. Средние пальцы контактируют с задней осью атланта. Указательный палец на уровне верхушки височного отростка (рядом с прикреплением грудино-ключично-сосцевидной мышцы). Безымянный палец позади среднего - около опистиона. Мизинцы скрещены на инионе. Большие пальцы - на наружных столпах лобной кости.

Вначале ничего не делайте. Дайте пальцам занять нужные положения в процессе расслабления мембран. Потом дайте затылку найти своё положение относительно атланта, который «поплывёт», когда мембраны расслабятся.

Далее большими пальцами подайте лобные кости кпереди, чтобы завершить Манёвр. Это действие поднимает клиновидную кость и натягивает свободный край палатки мозжечка, что в свою очередь влияет на систему венозных синусов.

И, наконец, найдите точку равновесия на уровне натяжения мембран и постойте в ней до момента расслабления.

Повторите тест.

Эта техника позволяет:

-тестировать повреждения СБС (см главу 10),

- корректировать натяжения основания затылочной кости:

выравнивание основания, platy basia,

- тестировать и корректировать ротацию чешуи затылочной кости,

- корректировать и моделировать затылочное отверстие,

- совершать декомпрессию и балансировку мыщелковых частей затылочной кости (см главы 22).

Вот каким образом можно осуществить доступ к новорожденному на первом сеансе.

В заключение перечислим все действия врача:

1. подход к новорожденному,

2. осмотр черепа и лица,

3. глобальный тест структуры и внутренних органов,

4. тесты - остеопатическая диагностика и программа лечения,

5. общее остеопатическое лечение: структуральное, висцеральное, краниальное,

6. анализ всех наблюдений, сделанных во время и после первого и следующего сеанса,

7. советы родителям по питанию и гигиене.

Остеопатический контроль черепа ребёнка нескольких дней жизни