Молитва за ближнего -- это наша священная Обязанность. Господь – НЕ ПРИНИМАЕТ наших молитв – если мы не молимся за ближних.
Старец Порфирий говорил: "Ты не можешь спастись сам, если – НЕ СПАСУТСЯ и другие. Это ошибка, если кто-то молится только -- за самого себя, чтобы спасся -- только он. Мы должны молиться за весь Мир, чтобы -- не погиб никто". И в другой раз говорил: "Я не боюсь мучения и не думаю о Рае. Я прошу Бога, чтобы Он помиловал -- весь Мир и меня".
Молитва -- ПРОСВЕЩАЕТ человека – ДАЕТ ему Добрый РАЗУМ и тогда человек – не совершает Ошибок. Это подчеркнул старец Порфирий, он привел следующий пример: "Вот где-то есть электростанция, а в комнате - лампа, но если мы не повернем выключатель, то останемся -- в темноте.
Этим я хочу сказать, что вот, есть Христос, есть и душа наша, но если мы не повернем -- выключатель молитвы, то НЕ УВИДИТ наша душа -- СВЕТА Христова и мы останемся -- во мраке дьявола. И тогда нас диавол может -- легко ОБМАНУТЬ, Прельстить чем-либо или погубить".
И одному своему духовному чаду говорил: "Знаешь ли ты, сколь великим даром является то, что Бог нам дал право говорить с Ним во всякое время, в любую секунду и на всяком месте, где бы мы не находились? Он нас слышит -- всегда. Это самая великая для нас -- честь. Поэтому мы должны всегда любить Бога и не оставлять молитвы.
Молитва много помогает человеку в избавлении от страстей. В связи с этим старец Евсевий говорил: «Когда страсть -- ПРОНИКНЕТ в душу, тогда -- ПЛЕНЯЕТ душу и делает её -- Подвластной себе. Тогда нужно человеку прийти в чувство и со смиренным сердцем -- молиться Господу непрестанно, до тех пор, пока по милости Божией -- не освободится он от страсти».
Личный тайный опыт молитвы имели все старцы. Здесь мы помещаем то, что открыл своим духовным чадам старец Амфилохий: "Когда я сижу на высокой скале молитвы, тогда никакие волны не могут меня достать. Но они меня окатывают, когда я нахожусь низко. Умная молитва овладевает человеком, пленяет его и освящает. Когда в душе вспыхнет огонь молитвы, тогда весь хворост сгорает и уничтожается. В начале молитвы чувствуешь радость потом сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, ибо чувствуешь присутствие Иисуса". "Молитва делает человека ребенком. Она возвращает его к той простоте и невинности, которую имел Адам в Раю прежде падения.
«Молитвою -- освящается то место, на котором сидишь, и то дело, которое -- делаешь". "Молитвою -- устраивается всё. Молитвою ИСПРАВЛЯЮТСЯ -- намерения людей, ДАЮТСЯ -- храбрость, вера и терпение в жизни».
Старец Иероним говорил: "Молитва - это беседа с Богом. Когда мы почувствуем радость молитвы, почувствуем и великое ликование. Это предвкушение райской жизни. Вы должны много подвизаться, чтобы почувствовать эту радость. И если будете много подвизаться, Бог даст вам ее. Молитва возносит на высоты божественного созерцания. Михаил, мой старец, весь сиял во время молитвы. И когда он достигал этого состояния, то уже молился не словесно, а умно. Слова - это растопка, которая нужна пока не загорится огонь. как только вспыхнет огонь, то есть, как только придут сокрушение и умиление, человек не может говорить. Он чувствует и слышит внутри себя Бога. Тогда приходят и слезы. Человек находится в духовном состоянии с сердечною молитвою, священным вожделением и неизглаголанными воздыханиями".
Демоны воздвигают против подвижников жестокую войну. Молитвой же они -- отражаются и становятся бессильными. Старец Иосиф писал об этом одному новоначальному монаху, который имел брань: "Ты не видишь, сколько демонов падают и обращаются в бегство от каждой произнесенной тобою -- молитвы. Ты лишь видишь только, сколько ран наносят тебе. Знай, что и они бывают поражены и убегают. От терпения они убегают вприпрыжку и молитвой серьезно уязвляются. Итак, не жди, что во время войны ты будешь метать в них пули и ядра, а они в тебя -- лукум и шоколад".
Старец Иосиф в одном своем письме открывает следующее: "Если бы кто-нибудь был бы рядом со мною, то услышал бы мои молитвы и вздохи, и увидел бы мои слезы, которые я проливаю за своих братьев. Всю ночь я молюсь и кричу: "Господи, или спаси всех братьев, или погуби и меня. Один, я не хочу Рая"".
Один человек сказал старцу Иерониму, что от его молитвы он увидел великую для себя пользу, и благодарил за это. А старец сказал ему: «Представь, что я да бросаю тебе яблоки. Если ты их ловишь -- хорошо, иначе же ты будешь -- голодным, потому что яблоки -- потеряются.
Поэтому, когда за тебя молятся -- ты тоже ДОЛЖЕН молиться, иначе же молитвы мои – тебе НЕ ПОМОГУТ». И в другой раз сказал: «Я буду просить, за вас Бога, буду молиться. Но знайте, что один в поле не воин. Я молюсь за вас, но и вы молитесь -- за себя». Только тогда – Бог помогает.
Молящихся дьявол старается соблазнить различными способами. Старец Даниил из скита Катунаки, обращаясь к монахиням, говорил об этом: "Когда трудящаяся в молитве сестра придет в умиление и за этим последуют многие слезы, да внимает она много, чтобы -- не принять Тщеславные помыслы от демона и не подумает, что творит добродетель, но пусть молит Госпожу Богородицу дать ей должное смирение и познание самой себя, ибо скорбь есть обязанность кающихся. И снова, когда в час молитвы почувствует благоухание, или увидит свет, или Ангела и т.п., да не увлекается -- этими явлениями".
Старец Иосиф говорил: "Когда ум получит молитву, и человек почувствует радость, тогда молитва будет совершаться внутри него непрерывно, без его собственного усилия. Будет ли он есть или идти, спать или просыпаться, внутри него будет твориться молитва, будет мир и радость". И добавил: "По долгом времени действия Иисусовой молитвы внутри человека -- рождается Рай. Он освобождается -- от Страстей и становится другим человеком. Если же случится ему быть в пустыне... Ох, Ох! Тогда и неописуемы блага молитвы”.
О человеке, который из-за многих занятий и забот -- ЗАБЫВАЕТ Христа, cтарец Амфилохий с о. Патмос говорил:
"Много раз к тебе приходит Христос и стучится -- к тебе. Ты сажаешь Его в гостиной своей души и, поглощенный своими занятиями, забываешь про Великого Посетителя. Он -- ЖДЁТ твоего появления, ждёт и, когда ты совсем -- ЗАБЫВАЕШЬ о Нем, твоя жизнь, дела и заботы – для тебя ВАЖНЕЙ Христа, тогда Он -- встает и уходит. И может уйти – навсегда…
Евсевий, старец братства "Зои" ("Жизнь"), обращаясь к своему духовному чаду, писал: "Когда Бог -- УДАЛИТСЯ от человека, тогда человек -- ВПАДАЕТ не только во все виды Греха и беззакония, но и ТЕРЯЕТ -- свою веру. Ты Божие творение, и верою в Него и последованием Его воле ты преображаешься и становишься Его чадом, о котором Он всегда промышляет с великой нежностью и заботится о том, чтобы ты стал совершенным".
О способах, которые употребляет Бог, чтобы помочь человеку, святой Анфим говорил: "Благой Бог не перестает давать рассудку человека благие побуждения. То Он просвещает самого человека, то посылает ему утешение через людей, то дает ему какое-нибудь Знамение. Любыми способами старается Его безграничное благоутробие помочь человеку прийти к Нему и спастись". И в другой раз добавил: "Бог так помогает человеку: иногда показывает ему какого-нибудь духовника, способного дать совет, иногда через какого-нибудь Ангела его просвещает; иногда помогает каким-нибудь благим помыслом, который Он вкладывает человеку в ум, а иногда каким-нибудь Божественным вдохновением, которое Он дает ему".
Говоря о любви Божией к человеку, старец Анфим, новоявленный святой с острова Хиос подчеркивал: "Бог не отделяет праведного от грешного и не сравнивает лукавого с благим. Пчелу, если найдется кусок сахара или чего-нибудь сладкого на куче навоза, не смущают нечистоты, и она прилетит забрать этот сахар или сладость, чтобы изготовить мед. Так же и Бог. Он не видит, где находится человек, во грехе или в добродетели, в добре или во зле. Бог, чтобы помочь человеку, видит только ту минуту, которая приближает -- человека к Нему."
Старец Иероним говорил: «Внимайте тому, как проходит каждый день. Своё будущее возложите -- на Промысл Божий. Бог поможет. Чего желает Бог, -- то и будет. Не думайте о будущем и не отягощайте ум свой думой о нем. Бог поможет и всё в своё время устроит».
Хранение ума является условием -- для ЧИСТОЙ молитвы. Старец Иосиф, опытный исихаст Святой Горы, говорил: «Молитва без ВНИМАНИЯ и трезвения -- это ПОТЕРЯ времени и Напрасный труд. Мы должны поставить -- неусыпного стража во всех своих чувствах, внутри и вне – своё ВНИМАНИЕ. Без него ум и силы души РАСПЫЛЯЮТСЯ -- на Суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам.
С неохраняемым умом никто НЕ МОЖЕТ -- преуспеть Духовно. Часто мы молимся, а ум наш – своими мыслями -- СЛОНЯЕТСЯ то здесь, то там, где ему нравится и в том, что его по привычке -- Привлекает. Поэтому нужно усилие, чтобы -- собраться и ВНИМАТЬ -- словам молитвы». Не гоже разговаривая с Богом – думать о постороннем.
О деятельности ума старец Иосиф говорил: «Ум -- это питатель души, и все то Благое или Лукавое что он увидит или услышит, -- ОПУСКАЕТСЯ в сердце, которое является центром Духовных сил человека». Потому – нужно Внимание и добрая Рассудительность.
Достоин упоминания и этот личный опыт старца Паисия: "Когда ум начинает часто бывать с Богом, тогда он забывает часто не только жилище свое, но даже и жилище своей души т.е. скудельную плоть".
Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает душой, тогда усыпляет и парализует ее. Это великий демон, он входит в человека вместе с толпой других демонов".
Причина неудачи человека в достижении своей Духовной цели -- есть Нерадение. Старец Иосиф говорил: «Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего – НЕ РАСТЁТ. Оно всем -- приносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться Духовным подвигом; останавливает уже преуспевших; не знающих нерадения -- заставляет себя узнать и прельщенным им -- препятствует возвратиться».
Старец Филофей на вопрос, почему люди -- не становятся святыми, говорил: «Причина в нас самих. Во-первых в нашей склонности -- ко Злу; во -- вторых, в нашем нерадении и лени; в-третьих, в малой или даже отсутствующей любви к Богу и к небесному; в-четвертых, в нашей вседушной любви к Мамоне (богатству) и в нашем устремлении и привязанности к земному и Материальному».
Старец Иаков, чтобы лучше уразуметь суетность жизни, -- часто посещал кладбища. Он говорил: «У меня вошло в привычку ходить на похороны и регулярно -- на наше деревенское кладбище. Это конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал -- о суетности и мимолетности жизни, и Память смерти -- ЗАРОЖДАЛАСЬ в моей душе».
Об истинной христианской жизни старец Порфирий говорил: "Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви". И в другой раз добавил: "Отныне мы должны приобретать благодать Божию. Без благодати Божией наши старания не принесут плода и мы не войдем в рай. Бог тогда дает нам Свою благодать, когда мы смиренны".
Духовный подвиг должен совершаться -- с усердием. Старец Анфим говорил: «Усердие и нерадение -- это два сильных средства. Усердие нас -- СОЕДИНЯЕТ с Богом, а НЕРАДЕНИЕ -- разлучает. Усердие -- это раскаленное железо. Нерадение -- это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо -- очень пластично».