Мартия Э. П. Зелипяаи
которого является целый поток книг по диете, физическим упражнениям, работе по изменению собственной личности: ваш фака-ор риска типа А с точки зрения сердечных приступов, ваш страх перед воздушными перелетами, ваша депрессия. Что примечательно, значительная часть всей этой идеологии самосовершенствования не является просто трескучей болтовней. Обществу, которое в такой степени возвышает личность, как наше, по силам решать реальные задачи такого рода. Личность, занимающаяся самосовершенствованием, действительно в состоянии себя улучшить. Вы на самом деле можете сбросить вес, снизить уровень холестерина в крови, стать физически сильнее и привлекательнее, стать менее суетливым и более доброжелательным, менее пессимистичным.
Вера в самосовершенствование является в той же степени действенной, в какой раньше препятствовала активным действиям вера в то, что характер изменить нельзя. Люди, которые поверили, что им не следует вести сидячий образ хжизни или быть враждебными к другим, попытаются начать бегать трусцой и серьезно подумают, как им реагировать на проявленную по отношению к ним агрессивность; люди, которые не верят в возможность перемен, так иостанутся неспособными измениться. Культура, которая верит в возможность самосовершенствования, будет поддерживать клубы здоровья, общество анонимных алкоголиков и психотерапию. Культура, которая верит, что дурные поступки проистекают от дурного характера, а тот является неизменным, даже не попытается что-то изменить.
Ученые, которые говорят о личности, способной активно изменять себя, вовсе не занимаются рекламой чего-то метафизического. В каком-то смысле физическую модель такого процесса представляет компьютер, который сравнивает свой выход с неким шаблоном (идеаль-
Как вы думаете, таквы и чувствуете 143
ной ситуацией), находит места, где наблюдается отклонение, и принимает меры по самокорректировке. После этого он вновь производит сопоставление, корректировку и т.д. Итерации прекращаются, когда совпадение укладывается в заданную точность. И уж если подобные задачи в состоянии решать ваш домашний компьютер, то тем более способен самосовершенствоваться такой сложный орган, как человеческий мозг.
Тяжелой депрессией люди начали страдать тогда же, когда у них начались первые неприятности, хотя, может быть, и не в таком массовом порядке, как теперь. Когда средневековый воздыхатель жаловался матери, что не сумел покорить сердце прекрасной девы, она уговаривала его не принимать это близко к сердцу с не большим успехом, чем сегодняшние матери, дети которых приходят домой со своими депрессиями. Затем в 80-х годах нашего столетия на сцену вышла когнитивная терапия, которая пытается убедить людей думать о своих неудачах по-новому. Ее принципы не безумно отличаются от мудрости бабушек и проповедников былого, которую они пытались передать, правда, без особого успеха. Но когнитивная терапия работает!
Что же делает когнитивная терапия и почему она работает?
КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ И ДЕПРЕССИЯ
Обращаясь к своей аудитории, которая непрерывно росла в 70-е годы, Аарон Бек и Альберт Эллис доказывали, что наше самочувствие определяется в первую очередь тем, что мы думаем. Из этого тезиса развилась терапия, которая ставит своей задачей сознательно изменить то, что пациент
144 _______________ Мартин Э. П. Зелигман
в состоянии депрессии думает о неудаче, поражении, потере и беспомощности.
Когнитивная терапия использует пять тактических вариантов.
Во-первых, вы учитесь узнавать автоматические мысли, которые проносятся в вашем сознании тогда, когда вы чувствуете себя хуже всего. Это фразы, настолько привычные, что проскакивают практически незамеченными (и неоспоримыми). Например, мать троих детей имеет дурную привычку кричать на них, отправляя в школу. В результате этого потом она чувствует себя ужасно. В рамках когнитивной терапии она учится ловить себя на том, что после этих воплей она всегда говорит себе: «Я ужасная мать, даже хуже моей собственной матери». Она учится обращать внимание на эти автоматические мысли, узнает, что это — ее объяснения, причем эти объяснения носят постоянный, всеобъемлющий и личный характер.
Во-вторых, вы учитесь возражать этим автоматическим мыслям, выдвигая им в противовес противоположные суждения. Описанной выше матери помогают вспомнить и осознать, что, когда дети возвращаются из школы домой, она играет с ними в футбол, помогает им по геометрии и сочувственно обсуждает с ними их проблемы. Она сосредоточивается на этих фактах и видит, что они противоречат ее привычкам, автоматическим мыслям о том, что она плохая мать.
В-третьих, вы учитесь делать различные объяснения, так называемые реаттрибуции, и использовать их в дискуссии со своими автоматическими мыслями. Скажем, та мать может научиться говорить себе что-нибудь вроде: «Я отлично веду себя с детьми во второй половине дня и ужасно — в первой. Может быть, я — человек неутренний?» Это уже гораздо менее постоянное и широкое объ-
Как вы думаете,. так вы и чувствуете ' 145
яснение того, почему она орет по утрам на детей. И этим новым, противоположным объяснением разрывается привычная и мучительная цепочка объяснений. «Я ужасная мать, мне нельзя иметь детей, и вообще незачем мне жить».
В-четвертых, вы учитесь отвлекать себя от вгоняющих вас в депрессию мыслей. Мать узнает, что приведенные выше мысли не являются неизбежными. Их «пережевывание», особенно если на человека давит необходимость нормального поведения, делает ситуацию еще хуже. Зачастую лучше постараться некоторое время вообще не думать. Вы можете научиться контролировать не только то, что вы думаете, но и когда.
В-пятых, вы учитесь узнавать и ставить под сомнения убеждения, которые могут инициировать депрессию и в значительной степени определять ваше поведение:
«Я не могу жить без любви».
«Если я не могу все делать идеально — я неудачник».
«Если я не нравлюсь всем — я неудачник».
«У каждой проблемы есть идеальное решение, и я
должен его найти».
Посылки такого рода способны ввергнуть вас в депрессию. Если вы изберете себе жизнь в соответствии с ними (как делают многие из нас), ваша жизнь будет наполнена черными днями и тоскливыми неделями. Но так же, как человек может изменить стиль своих объяснений с пессимистического на оптимистический, он так же может избрать для себя другие, более гуманные посылки, чтобы жить в соответствии с ними:
«Любовь драгоценна, но редка».
«Успех в том, чтобы сделать все как можно лучше».
f46_______________________ Мартиа Э« П. Зелигмав
«На каждого, кому ты нравишься, приходится человек, которому ты не по душе».
«Жизнь состоит в том, чтобы затыкать самые большие дыры в плотине».
Депрессия, от которой страдала Софи, бывшая «золотая девочка», которая стала считать себя непривлекательной, бесталанной и неудачливой, является типичным примером депрессии, испытываемой молодежью в беспрецедентных количествах. В основе ее депрессии лежал пессимистический стиль объяснения. После того, как ее подвергли когнитивной терапии, все быстро переменилось. В целом лечение продолжалось три месяца, по часу в неделю. Окружающий ее мир не изменился, по крайней мере, не сразу, но то, как она стала о нем думать, изменилось радикально.
Во-первых, ей помогли понять, что она постоянно вела мучительный диалог сама с собой. Она вспомнила, как однажды выступила на занятиях и преподавательница похвалила ее, а она немедленно подумала: «Она просто пытается быть любезной со всеми студентами». Прочитав о покушении на Индиру Ганди, она подумала: «Все женщины-лидеры обречены так или иначе». Когда однажды ее друг оказался ночью бессилен, она подумала: «Я для него отвратительна». Я спросил у нее: «Если пьяный, который ковыляет по улице, сказал бы вам, что вы ему отвратительны, вы бы не стали к этому относиться серьезно?»
«Конечно, нет».
«Но если вы сами себе говорите совершенно беспочвенные вещи, вы им верите, потому что считаете себя источником, заслуживающим доверия. Но ведь это не так. Мы зачастую искажаем реальность больше, чем пьяницы».
Софи быстро научилась находить аргументы против своих непроизвольных (автоматических) мыслей. Так, она вспомнила, как преподавательница, которая похвалила ее, на