Мартия Э. П. Зелигмая
очень задумываясь, что было не так на старой. Если депрессия — расстройство мышления, то пессимизм и «жвачка» — топливо, поддерживающее этот огонь. Привычка анализировать прекрасно вписывается в эту цепочку; привычка действовать ее разрывает.
На самом деле сама по себе депрессия может интенсивнее стимулировать процесс жвачки-размышления у женщин, чем у мужчин. Что мы склонны делать, если обнаруживаем, что впадаем в депрессию? Женщины пытаются вычислить, с чего она началась. Мужчины идут играть в баскетбол или отправляются на работу, чтобы отвлечься. Среди мужчин алкоголики встречаются чаще, чем среди женщин. Пожалуй, разница достаточно явно.выражена, чтобы утверждать: мужчины пьют, женщины впадают в депрессию. Вполне возможно, что мужчины пьют, чтобы забыть о своих неприятностях, в то время как женщины переживают их снова и снова. При этом женщина, погружаясь в размышления о причине депрессии, впадает в нее все глубже; мужчина же, реагируя действием, может из нее вырваться.
Теория «жвачки» способна объяснить и эпидемию депрессии в целом, и перекошенное соотношение между полами. Если мы живем в эпоху самопознания, когда нас побуждают по возможности честно рассматривать наши проблемы и без конца их анализировать, вместо того, чтобы действовать, то результатом вполне может быть новый рост депрессий. Об этой стороне проблемы мы подробнее поговорим в главе 15.
В последнее время появилось свидетельство, которое говорит в пользу «жвачки» как фактора, определяющего разную подверженность полов депрессии. Сьюзен Нолен-Хэксема из Стэнфордскога университета, которая явилась автором теории «жвачки», нашла способ проверить это об-
Как вы думаете, таквы и чувствуете
стоятельство. Когда женщины оценивают то, что они действительно делали в состоянии депрессии (а не то, что следовало бы делать), большинство говорит: «Я пыталась проанализировать свое настроение» или «Я пыталась понять, почему я чувствую себя именно так, а не иначе». Для сравнения укажем, что большинство мужчин, по их словам, занималось каким-то делом, доставляющим им удовольствие, например, спортом или игрой на музыкальном инструменте, либо, как они говорили, просто решали не забивать себе голову собственным настроением.
Та же линия поведения прослеживалась в дневниках, где мужчины и женщины ежедневно записывали все, чем они занимались, когда оказывались в плохом настроении. Женщины размышляли и анализировали свое настроение, мужчины старались отвлечься. При обследовании ссорящихся пар каждому предлагалось надиктовать на магнитофон информацию о всех своих действиях во время супружеского конфликта. В подавляющем большинстве случаев женщины сосредоточивались на конфликте и выражали свои эмоции, а мужчины старались отвлечься и не зацикливались на собственном настроении. И, наконец, в рамках лабораторного исследования мужчинам и женщинам, пребывавшим в тоске, предлагали на выбор два задания. Они могли либо составить список слов, которые лучше всего характеризуют их настроение (задание, которое концентрирует внимание на депрессии), либо перечислить нации в порядке их богатства (отвлекающее задание). Семьдесят процентов женщин выбрали задание эмоционального характера, перечисляя слова, описывающие их настроение. В случае с мужчинами соотношение было обратным.
Подобный самоанализ и копание в собственных эмоциях, когда и без того не сладко, представляется вполне правдоподобным объяснением, почему женщины более подвер-
140 Мартин Э. П, Зелигмаи
жены тяжелой депрессии, чем мужчины. Предполагая, что мужчины и женщины одинаково часто сталкиваются с легкой формой депрессии, мы вынуждены констатировать, что у женщин, которые сосредоточиваются на своем состоянии, происходит эскалация депрессии, переход в более тяжелую фазу; мужчины же облегчают свое состояние, отвлекаясь активными действиями или, на худой конец, алкоголем.
В итоге у нас остается два правдоподобных объяснения, которые имеют некоторое обоснование. Одно состоит в том, что женщины ближе знакомы с беспомощностью и пессимизмом, а другое — что наиболее вероятная первая реакция женщин на неприятности, а именно самокопание («жвачка»), ведет их кратчайшей дорогой в депрессию.
ДЕПРЕССИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛЕЧЕНИЯ
Сто лет назад самым модным объяснением поведения человека, особенно его дурных поступков, был характер. Слова .типа низкий, глупый, преступный, злой считались вполне удовлетворительным объяснением дурного поведения. Для объяснения душевных болезней считалось адекватным слово сумасшедший. Эти термины обозначают характерные черты, изменить которые нелегко. К тому же такое клеймо имеет свойство приставать к человеку. Люди, которые поверили в собственную глупость (а, скажем, не в недостаточный уровень образования), не предпринимают никаких попыток, чтобы измениться. Общество, воспринимающее своих преступников просто как злодеев, а душевнобольных — как психов, не склонно оказывать поддержку учреждениям, задачей которых является подлинное исправление и реабилитация; вместо этого оно развивает институты, при помощи которых можно мстить или сажать людей под замок, скрывая их ото всех.
Как вы думаете, так вы и чувствуете 141
К концу девятнадцатого столетия ярлыки и стоящие за ними концепции начали меняться. Возможно, перемены начались с ростом влияния массового рабочего движения. Затем одна за другой хлынули волны иммигрантов из Европы и Азии, которые внешне заметно трансформировались к лучшему в течение жизни одного поколения. Объяснение человеческой несостоятельности определяющим свойством плохого характера сменилось предположениями о плохом воспитании или окружении. К невежеству стали относиться как к недостатку образования, а не как к глупости; стали считать, что преступление проистекает от бедности, а не от злой воли, а бедность — от недостатка возможностей, но не от лени. Сумасшествие стали воспринимать как совокупность неадаптивных привычек, от которых тем не менее можно отучить. Эта новая идеология, которая делала акцент на роли окружения, стала становым хребтом бихевиоризма, который преобладал в американской (и русской) психологии с 1920 по 1965 год, от Ленина до Линдона Джексона.
Наследница бихевиоризма, когнитивная психология, сохранила его оптимистическую веру в перемены и, сочетая ее с расширенным взглядом на личность, развила тезис о способности личности к самосовершенствованию. В соответствии с ее установками люди, которые хотели бы сократить число неудач в этом мире, могли бы заглянуть дальше тех трудностей, которые неизбежны при попытках изменить условия воспитания и окружение; они вполне могли бы опереться на то обстоятельство, что индивидуум может избрать стратегию сознательных поступков. Например, лечение психических заболеваний не является больше исключительной прерогативой врачей-терапевтов, социальных работников и клиник. Частично оно попадает в руки к самим больным.
Эта вера является интеллектуальной подоплекой движения к самосовершенствованию, внешним проявлением