СТИЛЬ ОБЪЯСНЕНИЙ И КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Таня стала объектом терапевтического лечения в состоянии очень тяжелой депрессии: в браке дела идут хуже с
128 Мартин Э. П. Зелигман
каждым днем, трое детей, дикие и неуправляемые и т.д. Она согласилась принять участие в испытании действенности различных видов терапии при депрессии, и ей были прописаны как лекарства-антидепрессанты, так и когнитивная терапия. С ее согласия беседы с психотерапевтом записывались на магнитофон. В приведенных ниже цитатах курсивом выделены объяснения, которые она сама давала своим проблемам. Около каждой цитаты мною проставлены числа. Это — оценки ее пессимизма (см.. тест в главе 3). Их значения колеблются в диапазоне от 3 (абсолютно временный, конкретный и внешний характер причин) до 21 (абсолютно постоянный, предельно широкий и сугубо внутренний). Каждому индивидуальному критерию придаются значения от 1 до 7, отсюда и предельные значения суммы трех критериев. Сумма от 3 до 8 считается очень оптимистичной, свыше 13 — очень пессимистичной. Метод оценки пессимизма у людей, которые не могут по какой-либо причине работать с анкетой по стилю объяснения, называется «согласованный анализ дословного объяснения» (английская аббревиатура — CAVE) и описан в главе 7. Итак, цитаты из бесед с Таней.
Таня чувствовала отвращение к себе, «потому что я вечно ору на своих детей и никогда не прошу прощения» (постоянное, довольно широкое и личное: 17).
У нее нет никакого хобби, «потому что я ничего не умею» (постоянное, широкое и личное: 21).
Ей не удавалось принимать антидепрессанты, «потому что я просто не могу, я не настолько сильная» (постоянное, широкое и личное: 15).
Танины объяснения носили неизменно пессимистический характер. Что бы неблагоприятное ни случалось, оно было обречено случаться всегда, разрушить все, что возможно, и вообще она лично сама в этом виновата.
Как вы думаете, так вы и чувствуете 129
Как и все люди ее категории, она подвергалась двенад-цатинедельному лечению. Результаты были прекрасными. Ее показатели стали улучшаться уже в первый месяц, и к концу лечения она была совершенно свободна от депрессии. Это не значит, что жизнь у нее сразу стала лучше. Брак ее продолжал разваливаться, дети продолжали безобразничать в школе и дома. Но она стала относиться к своим жизненным проблемам гораздо оптимистичнее. Вот как она теперь рассуждает:
«Мне приходилось ходить в церковь одной, потому что мой мерзкий муж отказывался» (временное, конкретное и внешнее: 8).
«Я хожу, как оборванка, потому что детям нужна школьная форма» ( вполне временное, конкретное и внешнее: 8).
«Он брал все мои деньги со счета и тратил на себя. Будь у меня ружье, я бы его застрелила» (временное, конкретное и внешнее: 9).
Ей было трудно водить машину, «потому что очки у меня недостаточно темные» (временное, конкретное и внешнее: 6).
Если какие-нибудь неприятности и случались (а они случались почти ежедневно), Таня не считала их больше неизменными, всеобъемлющими и происходящими по ее вине. Она стала действовать, чтобы изменить положение вещей.
Что же вызвало столь разительное изменение в стиле объяснений Тани от пессимизма к оптимизму. Лекарства или когнитивная терапия? Была ли эта перемена просто признаком того, что ее депрессия ослабела, или же она была причиной ослабления депрессии? На эти вопросы можно ответить, тем более что Таня была одним из многих пациентов, подвергнутых различным видам лечения.
Во-первых, оба способа лечения хорошо себя показали.
130 Мартин Э„ 77, Зелигман
И антидепрессанты, и когнитивная терапия хорошо действуют при депрессии и по отдельности. Их сочетание работает несколько лучше, чем раздельное применение, но не намного.
Во-вторых, активным компонентом когнитивной терапии является переход в стиле объяснения от пессимизма к оптимизму. Чем больше и квалифицированнее проводилось когнитивной терапии, тем более глубоким был переход к оптимистическому настрою. В свою очередь, чем больше оптимизма — тем слабее депрессия. С другой стороны, лекарства, будучи вполне эффективным средством борьбы с депрессией, не прибавляли пациентам оптимизма. Поэтому логично предположить, что хотя лекарства и когнитивная терапия помогают от депрессии, механизм их действия различен. Лекарства, по-видимому, являются активаторами; они поднимают пациента и выталкивают из ситуации, однако не делают картину окружающего мира более привлекательной. Когнитивная же терапия изменяет ваше отношение к окружающему, и этот оптимистический подход окрыляет вас и открывает новые горизонты.
Третий и важнейший вопрос связан с проблемой рецидива. Насколько постоянным является освобождение от депрессии? К Тане депрессия больше не возвращалась, хотя многим другим пациентам, участвовавшим в этом исследовании, повезло меньше. Результаты показали, что ключевым в этом вопросе является перелом в стиле объяснения. Было довольно много рецидивов среди пациентов, подвергшихся чисто медикаментозному лечению, и намного меньше среди тех, кого лечили когнитивной терапией. В целом пациенты, чей стиль объяснения стал оптимистическим, оказались более стойкими к рецидиву, чем те, чей стиль оставался пессимистичным.
Это означает, что специфика действия когнитивной терапии состоит в том, что она делает пациентов более оптимистичными. Она предотвращает рецидивы, потому что
Как вы думаете, таквы и чувствуете 131
пациенты приобретают способность вновь и вновь находиться без лекарств и врачей. Лекарства облегчают депрессию, но лишь временно; в отличие от когнитивной терапии, лекарства не в состоянии изменить пессимизм, лежащий в основе проблемы.
На основании этих исследований я пришел к выводу, что пессимистический стиль объяснения указывает на то, кто из людей, не находящихся в состоянии депрессии, собирается в нее впасть. Он позволяет также предсказать, кто останется в состоянии депрессии и у кого после терапии следует ждать рецидивов. Переход от оптимистического к пессимистическому стилю объяснения заметно облегчает депрессию.
Помните наши сомнения, не отражает ли просто пессимизм тот факт, что неприятности легко ввергают вас в депрессию, не являясь сами ее причиной? Чтобы проверить, нужно перейти от пессимизма к оптимизму. Если пессимизм всего лишь индикатор, вроде спидометра, то переход к оптимизму не должен повлиять на вашу реакцию на неприятности в большей степени, чем смена спидометра — на изменение скорости машины. Однако сам пессимизм является причиной того, что вы легко впадаете в депрессию, переход от пессимизма к оптимизму должен ослабить действие последней. Фактически именно это и происходит. То есть становится ясной причинная роль пессимизма. Разумеется, это не единственная причина депрессии; факторами риска являются и гены, и неблагоприятные события, и гормоны. Однако теперь уже нельзя отрицать, что пессимизм является одной из основных причин.
«ЖВАЧКА» И ДЕПРЕССИЯ
Если вы верите, что в своих проблема* виноваты исключительно вы сами, что все это будет продолжаться без
$32_______________________ Мартин Э. П. Зелигмая
конца и разрушит все ваши начинания, — значит, вы созрели для депрессии. Но сам по себе факт такого настроя не означает еще, что вы постоянно бормочете себе под нос все это. Некоторые так поступают, некоторые — нет. Людей, которые сосредоточиваются на мыслях о неприятностях, называют руминаторами (жующими жвачку).
Руминатор может быть оптимистом или пессимистом. Руминаторы-пессимисты постоянно находятся под угрозой. Система их верований сугубо пессимистична, и они постоянно говорят себе, как все плохо. Другие пессимисты ориентированы на действия и «жвачкой» не увлекаются. Хотя у них и пессимистический стиль объяснения, но они не склонны много рассуждать сами с собой. Если они и рассуждают, то обычно о своих планах, а не о том, как все ужасно складывается.
Когда Таня поступила на лечение, она была не только пессимистом, но еще и руминатором. Она все время была погружена в грустные размышления о своем браке, своих детях и, что особенно плохо, о своей депрессии. «И теперь мне ничего не хочется делать...» «Теперь мне действительно плохо, мне все время грустно. Я, в общем-то, не плакса, чтобы я заплакала, нужна серьезная причина; но теперь стоит кому-то сказать что-нибудь такое, что мне не нравится, — и я сразу в слезы...» «Я не могу так...» «Я не слишком нежная...»
«Мой муж не оставляет меня в покое. Он все время за мной следит. А я этого не желаю». Таня непрерывно предавалась этому процессу пережевывания, непрерывной цепи тоскливых размышлений без каких-либо позывов к действию. Ее депрессию подпитывал не только пессимизм; на ту же мельницу лила воду и «жвачка».
Как вы думаете, так вы я чувствуете 133
Вот каким образом цепочка «пессимизм — жвачка» ведет к депрессии. Сначала возникает некая угроза, перед которой вы считаете себя беспомощной. Затем вы начинаете искать причину этой угрозы, и, если вы пессимист, причина оказывается постоянно действующей, всеобъемлющей и личной. В результате вы приходите к выводу о своей беспомощности и в будущем, и в различных ситуациях; этот прогноз как акт сознания оказывается последним звеном в цепи, тем самым, которое инициирует депрессию.
Люди, которые не подвержены самокопанию-жвачке, могут избегнуть депрессии, даже будучи пессимистами. У них вся эта цепочка срабатывает нечасто. Оптимисты, склонные к жвачке, тоже избегают депрессии. Чтобы облегчить депрессию, нужно сломить либо жвачку, либо пессимизм, а лучше всего — и то, и другое.
Таким образом, мы приходим к выводу, что больше всего вероятность депрессии у руминаторов-пессимистов. КогнитЧшная терапия ограничивает склонность к пережевыванию, а также формирует оптимистический стиль объяснения. Вот примеры высказываний Тани в конце курса лечения:
«Я не хочу опять работать полный рабочий день. Надо бы найти что-нибудь на полставки, часа на четыре, чтобы не нужно было сидеть целый день в помещении...» (действие).
«Мне бы хотелось тоже что-нибудь зарабатывать, чтобы, если захочется, мы могли бы куда-нибудь поехать» (действие).
«Мне бы хотелось иногда делать что-нибудь неожиданное» (действие).
Она больше не занималась непрерывным пережевыванием своих неприятностей; судя по ее речи, у нее появилось стремление к активным действиям.
134 Мартин Э. П. Зелвгмаи
ДРУГАЯ СТОРОНА ЭПИДЕМИИ: ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ
Ключевая роль, которую в формировании депрессии играет жвачка, может объяснить тот любопытный факт, что депрессия — преимущественно женское заболевание. Исследования вновь и вновь доказывают, что в двадцатом веке депрессия поражала женщин намного чаще, чем мужчин. На сегодня это соотношение равняется соответственно 2:1.
С чем это связано?
Может быть, просто женщины с большей готовностью обращаются за лечением, чем мужчины, а потому вносят больший вклад в статистику? Нет, потому что такие же числовые данные получены при домашних обследованиях.
Может быть, женщины склонны более открыто рассказывать о своих переживаниях? Скорее всего, тоже нет, потому что аналогичное соотношение получено как в открытых, так и в анонимных опросах.
Может быть, дело в том, что у женщин работа менее привлекательна и хуже оплачивается, чем у мужчин? Нет. Соотношение 2:1 остается в силе, даже если сопоставляются группы женщин и мужчин с одинаковой работой и доходами. У богатых женщин депрессия встречается вдвое чаще, чем у богатых мужчин, у безработных женщин — вдвое чаще, чем у безработных мужчин.
Может быть, эта повышенная вероятность депрессии связана с биологической разницей полов? Скорее всего, нет. Исследования эмоциональности женщин перед менструацией и после родов показывают, что хотя и прослеживается некоторая тенденция влияния гормональных уровней на депрессию, эффект недостаточно велик, чтобы вызвать вдвое более высокую вероятность.
Связано ли это с генетическим различием? Тщательное изучение того, сколь часто встречается депрессия у сыновей
/Сак вы думаете, так вы и чувствуете 135
идочерей мужчин и женщин, страдавших от депрессии, показало, что у сыновей мужчин, подверженных депрессии, рстречается значительное количество заболеваний — я бы сказал, слишком много (с учетом того, как хромосомы передаются от отца к сыну и от матери к дочери), чтобы на генетику можно было списать перекошенное соотношение между полами. Существует, правда, свидетельство генетической предрасположенности к депрессии, но абсолютно нет данных, чтобы она была более распространена у женщин, чем у мужчин.
Остаются три интересные гипотезы.
Первая из них касается роли полов: дескать, есть что-то такое в роли, которую играет женщина в нашем обществе, что делает ее плодородной почвой для депрессии.
Один из модных аргументов в поддержку этой гипотезы сводится к тому, что женщины воспитаны таким образом, что на первом плане у них любовь и социальные отношения, в то время как у мужчин — личные достижения. Соответственно самооценка женщины зависит от того, как у нее обстоят дела с любовью и дружбой; следовательно, социальные неудачи, будь то развод или разрыв, уход детей из родительского гнезда, вечер, потерянный из-за неудачного свидания, бьют по женщине сильнее, чем по мужчине. Может быть, это и так; но только это не объясняет главного: почему все-таки у женщин депрессия встречается вдвое чаще. Ведь тот же аргумент можно вывернуть наизнанку: согласно этой гипотезе, мужчины более серьезно воспринимают неудачи, связанные с работой, и плохие оценки, задержка с продвижением по службе, поражение команды более остро влияют на самооценку мужчин. А поскольку неудачи на работе столь же часты, как и в любви, суммарный эффект должен был бы приводить к более или менее одинаковой вероятности депрессии у мужчин и женщин.
t36 Мартин Э. П. Зелигмав
Другой модный аргумент связан с ролевым конфликтом: современная жизнь предъявляет женщине более противоречивые требования, чем к мужчине. Женщина должна не только играть традиционную роль матери и жены, но и уделять внимание работе. Отсюда большее давление на женскую психику, чем когда-либо раньше, и соответственно более высокая вероятность депрессии. Аргумент звучит правдоподобно; однако, подобно многим другим правдоподобным гипотезам, он разбивается о скалы фактов. Работающие жены в среднем реже страдают от депрессии, чем те, которые не работают (вне дома). Таким образом, объяснение, основанное на роли полов, не адекватно реальной картине преимущественной подверженности женщин депрессии.
Вторая из оставшихся гипотез использует понятия приобретенной беспомощности и стиля объяснения. Как она утверждает, в нашем обществе женщины имеют более чем достаточно возможности познакомиться с ощущением беспомощности на протяжении своей жизни. Поведение мальчиков одобряется или критикуется родителями и педагогами, а поведение девочек зачастую игнорируется. Если воспитание мальчиков ориентировано на самостоятельность и активность, то девочек — на зависимость и пассивность. Вырастая, женщины обнаруживают себя в культуре, где роль матери и женщины ценится все меньше. Если женщина обращается в мир труда, то оказывается, что ее достижения меньше ценятся, чем достижения мужчин. Выступая на собрании, она сталкивается с более равнодушной реакцией, чем мужчина. Если, несмотря на все это, ей удается выдвинуться и занять важный пост, ее считают находящейся не на своем месте. За каждым поворотом ее ожидает приобретенная беспомощность. И если женщины склонны к более пессимистичному стилю объяснений, чем мужчины, то лю-
Как вы думаете, так вы и чувствуете
бой случай беспомощности способен вызвать у женщины более тяжелую депрессию, чем у мужчины. И действительно, есть данные, которые показывают, что любой стресс способен вызвать «больше депрессии» у женщин, чем у мужчин.
Эта гипотеза тоже правдоподобна, но не без «дыр». Одна из дыр состоит в том, что никто не доказал, что женщины большие пессимисты, чем мужчины. Единствен-ное известное нам исследование на близкую тему было посвящено изучению случайной выборки мальчиков и девочек школьного возраста, причем результат оказался прямо противоположным. Среди учащихся третьего, четвертого и пятого классов мальчики настроены более пессимистично, чем девочки, и более подвержены депрессии. При разводе родителей мальчики легче впадают в депрессию, чем девочки. (Все это, конечно, может измениться в период созревания, и, похоже, что пресловутое соотношение 2:1 формируется именно в подростковом возрасте. В это время может происходить нечто такое, что загоняет молодых женщин в депрессию, а молодых людей выталкивает из нее. Подробнее на эту тему мы поговорим в главах 7 и 8 при обсуждении родительских и школьных проблем.) Другая проблема состоит в том, что никто еще не доказал, что женщины считают свою жизнь более неуправляемой, чем мужчины.
И последняя из этих трех гипотез связана с пресловутой «жвачкой». С этих позиций при ударах судьбы женщины размышляют, мужчины — действуют. Когда женщину увольняют с работы, она пытается определить почему, предается грустным размышлениям, вновь и вновь оживляя в памяти прошедшее событие. Если увольняют мужчину, он действует: напьется, отлупит кого-нибудь и вообще постарается себя отвлечь от размышлений о происшедшем. Он вообще может сразу отправиться искать новую работу, не