ЗАПОМИНАНИЕ ЧИСЕЛ

Числа играют важную роль в нашей жизни, особенно если выступают в качестве пропуска, па­роля, адреса. Главное отличие числа от слова со­стоит в том, что число не обладает «избыточнос­тью». Избыточность слова — это, проще говоря, возможность снисходительного отношения к по­мехам и ошибкам. За счет чего возникает избыточ­ность? За счет того, что мы говорим больше, чем нужно. Например, вы рассказываете дома: «Сего­дня в школе Марья Ивановна вызвала меня к до­ске на математике. И я все решил. Так что у меня еще одна пятерка». Давайте определим, сколько лишней информации в вашем сообщении:

1) ваша семья и так знает, как зовут учитель­ницу математики;

2) если вы все решили, то что же вам еще мог­ли поставить?

3) о предыдущих успехах вы уже докладывали, и неоднократно.

То же самое спартанский юноша, которого учили говорить лаконично (кратко), изложил бы так: «Еще одна по математике».

В нашем словаре много синонимов. Например, слова ноль и нуль формально отличаются друг от друга на целую четверть, то есть на 25 %, а зна­чение у них одно. А вот с числами все иначе: лю­бое изменение цифр или их последовательности полностью меняет дату. 1861 г. (отмена крепост­ного права) и 1961 г, (полет Гагарина в космос) тоже отличаются на 25 %, но указывают на совер­шенно разные события.

Еще пример. Представьте себе такой текст те­леграммы: «вст рчайье заытра». В тексте четыре


 


 

 

3. Запоминание чисел


3.2. Запоминание с опорой на связи в числовом ряду


 


 

ошибки. И все-таки сообщение понятно: завтра вы пойдете кого-то встречать. А вот если.в теле­фонном номере будет хотя бы одна ошибка, то аппарат ни за что не соединит вас с нужным со­беседником.

После всего сказанного вы легко согласитесь со справедливостью следующего секрета запоми­нания: числа надо переводить в слова. Иначе го­воря, неизбыточный ряд цифр надо превращать в избыточный словесный ряд. Это, пожалуй, самое увлекательное занятие в мнемотехнике.

3.1. Трансформация числа в ряд слов

В рекламных объявлениях телефонные но­мера нередко включаются в ритмически органи­зованные формулы, например: «Запомнить не-, трудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь». К поэзии в высоком смысле это отноше­ния не имеет. Но нельзя не отметить, что запо­минается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают заме­ны типа: 50 — полста, 100 — сотня, 6 — полдю­жины, 2 пара, и даже (почему бы и нет?) 21 — «очко».

Тренинг

№ 28. Какой город имеется в виду в следующей мнемо-формуле?

Дата восемь-восемь-два Князь Олег сказал слова: На два-восемь-семь годов Матерь русских городов — ...


3.2. Запоминание с опорой на связи в числовом ряду

Если у вас есть интерес к математике, вам лучше опираться на связи в числовом ряду. На­пример, дату 1111 г. — успешный поход русских князей на половцев — можно запомнить так: про­изведения пар цифр равны, какие бы цифры мы ни выбрали. Шутка.

А вот серьезный пример. Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это «минус», отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х[7х5хЗ]хх0х.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.

990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).

Номер телефона 437-19-28 содержит непод-крепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 = 2+8. Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.

Однако не следует увлекаться нагромождени­ем связей. Это лишь вспомогательный и кон­трольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоми­нается без особых усилий. А что может произой­ти при чрезмерном употреблении мнемоничес­ких связей, рассказал Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка». Там, как вы помните, бедный фельдфебель был гос­питализирован после лекции Швейка по мнемо­технике. Всё хорошо в меру!

 

 


3. Запоминание чисел


3.3. Перевод цифрового ряда в буквенный


 


Тренинг

Предложите «запоминалки» по связям в числовом ряду.

№ 29. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и про­жил 53 года.

№ 30. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год.

№ 31. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год.

№ 32. Император Александр III Александрович правил с 1881 по 1894 год.

№ 33. Леонид Ильич Брежнев (с 1964 — первый, а с 1966 — генеральный секретарь ЦК КПСС) руково­дил партией с 1964 по 1982 год.