Понятие интернет-журналистики
Было бы очень просто определить интернет-журналистику лишь как журналистику, использующую новые технологические возможности. Однако есть веские основания предполагать, что в образе интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным и цивилизационным феноменом. Этот вывод напрашивается хотя бы из того, что интернет вначале породил интернет-журналистику де-факто, а уже потом журналистика стала осваивать интернет как среду своей профессиональной деятельности.
Интернет-журналистика - это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.
Интернет-журналистика -- это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через интернет, как среду массовой коммуникации.
Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет – журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир.
Но было бы очень просто определить интернет-журналистику лишь как журналистику, использующую новые технологические возможности. Однако есть веские основания полагать, что в образе интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным и цивилизационным феноменом.
До сих пор в интернете не стерлось различие между сетевыми изданиями «от журналистики» и журналистскими изданиями «от интернета». Первые привносят в интернет профессионализм в области слова, но используют возможности коммуникативного пространства лишь частично, оставаясь в вещательной парадигме. Вторые, напротив, активно используют все новейшие формы интерактивных коммуникаций, но еще не успели выработать соответствующий этой деятельности языковый стиль и вкус. Но следует отметить, что эти два полюса интернет-журналистики неуклонно сближаются.
Вспомним, что журналистика – это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.
С появлением интернет-изданий родовые различия журнальной и газетной форм работы сильно изменились. Интернет, оперативно реагирует на события, позволяет оставаться актуальным. А новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы.
Жанровые различия между репортажем и очерком, новостью и аналитическим обзором стираются, и это далеко не все особенности интернет-журналистики.
Журналистика формирует актуальную реальность и действительность. Если в прежние века реальность индивидуального бытия была в значительной степени независима от внешних информационных потоков, то сегодня это соотношение существенно сдвинулось в сторону смыслов, конструируемых информационными и социально-психологическими технологиями, а не порожденных реалиями. Даже простые материальные экономические категории постепенно вытесняются идеальными конструкциями. Например, бедного и больного человека проще и дешевле убедить в том, что он богат и здоров, чем в действительности обеспечить и вылечить. Именно в этом заключена особенность настоящего момента. Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Это значит, что те социальные образования, которые ответственны за информирование и коммуникацию, действительно получают атрибуты власти, причем, власти совершенно нового типа – над психологическим образом бытия.
Мощную поддержку в обеспечении выполнения этих новых властных функций оказывает развитие телекоммуникационных технологий и соответственно интернет-журналистики. Таким образом, интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом.