Аккумуляция множества стимулов будет толкать ребёнка к ускоренному познанию окружающего мира. Именно к 4-5 месяцам появляется осознание своей автономности.
Ребёнок овладевает многими предметами окружающего мира и обнаруживает у себя гениталии. Он учится смотреть на них и дотрагиваться до них. Это "я" является первым привилегированным, фрагментарным, запретным и проходящим ощущением грудного ребёнка по отношению к своим генитальным частям. Специалисты называют это «первичной мастурбацией». Это проходящее явление и оно не должно беспокоить родителей. Тем не менее, это есть первая информация о приятном ощущении в привилегированных зонах, манипуляция с которыми вызывает понятие удовольствия. Такое рудиментарное осознание совершенно нормально и логично. Оно завершается к 3-4 годам, потом повторяется в пубертатный период. К 4 годам мальчик прекрасно знает своё тело и свои половые органы, зная, почему и чем они отличаются от половых органов девочки.
Итак, такое открытие тела без давления и размышлений со стороны родителей, является первостепенным для гармоничного развития ребёнка и для его непосредственности.
- К восьми месяцам малыш научается разглядывать себя и узнавать свой образ. Он любит разглядывать своё отражение в зеркале. Таким образом, он может открыть себя, как личность, существуя
Как персонифицируемый индивидуум, со своим лицом и телом, которое принадлежит только ему Ребёнок обнаруживает самостоятельное и независимое существование своей матери. Это очень важная стадия его развития. Это признание самого себя. Он сам становится независимым, автономным, живым в окружающей среде, частью которой он является как индивид со своими нуждами и потребностями.
- В период от семи до восьми месяцев ребёнок способен удержать в памяти и помнить о желаемом предмете. Если в 6 месяцев он тут же забывает о предмете, который прячут от него, то в восемь месяцев он ищет этот предмет и старается найти. Это значит, что ребёнок приобрёл «концепцию перманентного объекта», т.е., как говорит доктор Коэн-Солал: «Идея того, что предмет существует, даже если он его не видит и не дотрагивается до него». Итак, малыш приобрёл понятие о предмете, существующем рядом, но независимо от него. Таким образом, возникает ментальное представление о вещах и объектах. Оно определяет склонность к интеллектуальным функциям и предшествует наступлению периода нарушений сна с появлением множества сновидений и беспокойного ночного сна. Ребёнок осознаёт, что даже если его мать отсутствует, она, тем не менее, существует. В этот период ребёнок конструирует образ своей матери. Мать для него это бастион и убежище от страхов и беспокойства.
- Свои первые страхи ребёнок проявляет в период от 6 до 9 месяцев. Они соответствуют периоду открытия себя и открытия других.