В районе шести месяцев ребёнок учится точности мануальных движений и хватанию предметов.

В семь месяцев он умеет перемещать предметы. Например, он умеет хватать игрушку одной рукой и перекладывать её в другую руку, манипулируя ею очень точно. Его руки ещё не скоординированы между собой. На этой стадии развития ещё нет доминантной руки. Нужно дождаться возраста двух-трёх лет, чтобы точно определить доминантную руку. До этого ребёнок использует каждую руку безразлично относительно доминантности.

Ребёнок садится.

Ребёнок легко сохраняет положение сидя, но сесть на первых порах для него настоящий подвиг. Ему легче вставать.

- К трём месяцам он уже может полусидеть. С трёх до шести месяцев он совершенствуется в этом и участвует в окружающей жизни.

- К шести месяцам он садится, но ему ещё нужна помощь.

- К восьми месяцам сидя он играет с игрушкой, с прямой спиной и в равновесии.

- К тринадцати, четырнадцати месяцам он может садиться благодаря собственным мышцам. (Нужно принимать во внимание индивидуальные особенности).

Обучение ходьбе.

В 4 - 5 месяцев ребёнок начинает ползать, помогая себе коленями и локтями. Как только ему удаётся сесть, он спешит переместиться, либо на четвереньках, либо на ягодицах, либо на одной ноге, согнутой под ягодицами. Эту потребность можно уже расценивать как неосознанное стремление к самостоятельности. Вдруг к ребёнку приходит осознание существования окружающих предметов. Как не воспользоваться этим, чтобы бросить все те предметы, которые попадают в его руки. Таким образом, он совершенствуется в хватании.

Как только он твёрдо стоит на ногах и способен встать, ему хочется стоять.

- К шести - семи месяцам, после недели упорных попыток, чтобы выпрямиться, у него возникает потребность стоять. Мало-помалу осуществляется обучение ходьбе. Он учится, держась за края своего манежа или толкая стульчик перед собой.

- В 11 месяцев ребёнок идёт сам, но с подстраховкой. Он совершенствует свою адаптацию к равновесию. Это умение приобретается после многих падений и приобретения опыта владеть своим телом в пространстве. Однажды по просьбе родителей ребёнок, набравшись храбрости, покидает свою опору и направляется к ним. Это подвиг. Он делает самостоятельно несколько шагов и подает, но он счастлив, что это ему удалось. Его доверие растёт. С этих пор он чувствует себя способным ходить самостоятельно. Стадия приобретения навыков нейро-мышечного развития, нужного для ходьбы, наконец пройдена. (В среднем это происходит от

До 14 месяцев. Если в 18 месяцев он всё ещё не ходит, родители должны проконсультироваться у своего педиатра).

Зубы.

У грудного ребёнка первый зуб появляется от трёх до пятнадцати месяцев. В среднем между пятым и шестым месяцем. Как только ребёнок второго-третьего месяцев начинает обильно пускать слюни, подумайте о зубах. Но не стоит думать, что есть прямая зависимость. Признаком начала роста зубов является, прежде всего, расширение края нижней десны. Рост зубов сопровождается рядом мелких симптомов: небольшой понос, покраснение ягодиц, жидкий стул, красные щёки, воспалённые красные дёсна, иногда температура (37,8 - 39 градусов). По этой причине может случиться настоящий рино-фарингит.

- К тридцати месяцам ребёнок получает все свои 20 зубов. На каждой челюсти у него 4 резца, 2 клыка и 4 коренных молочных зуба.

- Зубы появляются в среднем в такие сроки:

Таблица появления молочных зубов.

Нижние срединные резцы от 6 до 8 месяцев.
Верхние срединные резцы от 8 до 10 месяцев
Латеральные резцы от 12 до 14 месяцев
Первые коренные молочные зубы от 18 до 20 месяцев
Клыки к 20 месяцам
Второй коренной молочный зуб к 30 месяцам
Первые настоящие коренные зубы к 6 подам

Иногда отмечается временной промежуток между двумя этапами роста зубов и между выпадением молочных зубов и появлением настоящих. К тому же нет качественного отношения между молочными и настоящими зубами. Даже если молочные зубы будут повреждены, настоящие вырастут здоровыми.