Кому нужен пресс-релиз?
Прежде всего вам, для оперативного распространения через СМИ информации о событиях, происходящих вокруг предприятия. Поэтому необходимо знать, чего ожидают службы новостей газет, агентств, радио или телевидения, то есть - какие новости будут приняты к обнародованию, а какие нет.
Специалист по PR должен уметь составить пресс-релиз так, чтобы информация воспринималась как неординарный факт или событие. При этом должны быть учтены традиции и стиль газеты, в которую он посылается.
Текст лучше всего уместить на одной странице фирменного бланка, еще лучше - разработать специальную форму бланка для пресс-релизов. Но при этом надо помнить, что журналисты, как правило, знают толк в дизайне печатной продукции, и непрофессиональное оформление бланка пресс-релиза еще до чтения текста настраивает журналиста на скептическое отношение и к организации, и к ее информации.
Обязательно необходимо дать в конце сведения о том, кто предоставляет информацию и где ее можно уточнить и дополнить: телефоны, имена руководителей и специалистов по теме пресс-релиза. Излишне говорить, что у телефона, указанного в пресс-релизе, должен находиться человек, действительно способный ответить на любые вопросы.
Журналисты, как правило, погружены в "текучку", задерганы непрерывными звонками, поэтому соблюдайте меру - не интересуйтесь судьбой вашего пресс-релиза слишком навязчиво. Но хотя бы один вежливый контрольный звонок необходим, чтобы избежать случайной потери вашего материала среди кип редакционных бумаг.
Юрий Гуляев,
Председатель Совета некоммерческого партнерства
"Северо-Западный маркетинговый центр"
szmc@drevesina.com
Андрей Новиков Скользкая журналистика С периодикой начинают твориться странные вещи. Появились журналы без выходных данных. Журнал "Родина". Смотрю, какой номер? Никакой. Написано: "Зима". Журнал "Элита" - какой месяц? Тоже никакого. Причем уже ни зимы, ни лета. ...Но журналы эти нагрянули на печатный рынок, словно новая мутация динозавров. В них чувствуется угроза традиционной прессе. Долгое время я не мог понять, чем так притягательны эти журналы. При вопиющей банальности текстов (представьте любой из них в книжке "Нового мира" или в газетном варианте, и вы поймете, о чем я говорю) иллюстрированная журналистика поражает своим визуальным рядом, доминированием изображения над текстом. Правильнее сказать, что она поражает своей полиграфией. Полиграфия, собственно, и создала феномен иллюстрированной журналистики. Советский иллюстрированный журнал (вроде "Работницы" или старого "Огонька") не идет ни в какое сравнение с тем изображением, которое есть у "Элиты" или у "Космополитена", или у нового "Огонька". Большинство из этих изданий издается на изумительной финской бумаге, что проблематичным делает их выброс. (В урну не выбросишь - жалко. Такое ощущение, что они сделаны ИЗ ПЛАСТИКА. Но выбрасывать их надо: хранить такую банальность дома, даже из уважения к полиграфии, - опасно для здоровья). Во-вторых, все они безумно напоминают ТВ, - прежде всего способом макетирования, соотношением изображения и текста, постмодернистской пестротой. Иллюстрированные журналы (далее - ИЛ) хочется не столько читать, сколько ПРОСМАТРИВАТЬ. (Жаль, что отсутствует переключатель каналов: он стал бы хорошим дополнением к этим телеподобным журналам). В третьих, их приятно взять в руки. И в этом, пожалуй, их главный недостаток: ведь когда журнал приятно держать в руках, пропадает желание его читать. Взял, подержал, сказал с умным видом "А-а!", положил обратно. Хватательный рефлекс: гордо чувствуешь себя модной разновидностью шимпанзе. Читатель ИЛ отличается от читателя книги, "толстого" журнала или даже газеты геологически, как человек эпохи неолита отличается от питекантропа или кроманьонца. Собственно, чтение ИЛ сведено к минимуму. Включается психомоторный механизм просматривания. Газеты устаревают на следующий день - ИЛ устаревает сразу. Изначально. Еще не успел открыть - понимаешь, что можно не читать. Но как приятно! Какая полиграфия! В макулатуру их не сдашь: во-первых, некуда, во-вторых, не примут. В третьих, если примут, будет то же самое - бомж Петя возьмет, полистает, закинув ногу на ногу, скажет с умным видом "А-а! и передаст бомжу Васе. Самый тривиальный способ ликвидации тоже не подходит: бумага финская, не горит, не тонет, в руках, извините, не комкается. Вывод на грани бреда: ОНИ ВЕЧНЫ! Сами того не подозревая, мы создали ПЛАСТИКОВУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ. Полиграфия убила культуру - культуру текста. Родовая черта иллюстрированной журналистики в том, что она изначально ВНЕТЕКСТУАЛЬНА. Текст в ней не только не главное - можно сказать, что его, текста, в ИЛ ВООБЩЕ НЕТ. Есть выспренная имитация слова, какие-то безумные заголовки без продолжения, напыщенные и бессмысленные фразы (может показаться, что их сочинял верстальщик тут же на ходу). РОБОТ ЖУРНАЛИСТИКИ. Речь, похожая на писк компьютера. Пластиковая журналистика - культурный диверсант ТВ. С книжной культурой она делает то же, что и ТВ: она ее УБИВАЕТ. Иллюстрированный журнал - это псевдокнига. Книги нужно читать, а журнал - только ПРОСМАТРИВАТЬ. Он создан для скорочтения, это скорочтение - вообще отдельная тема. А можно даже не просматривать - бросил журнал на столик, он там лежит и сам на всех смотрит. Картина, чем-то напоминающая литые стенки с корешками ленинского ПСС в давние времена. С тех ленинских корешков, собственно, и началась иллюстрированная журналистика. Корешок заменил книгу (то есть: дизайн заменил идеологию). Потом "корешок" развился и превратился в глянцевый журнал. Не так ли заканчивается любой культурный эксперимент?.. Коммунистическая авангардистская идеология выродилась в "корешки". Ее убила не мировая контрреволюция, а ее же собственная пошлость. Аналогичным образом уничтожена и демократическая пресса. Ее убил не Пиночет, не государственная цензура, но собственное саморазвитие. Гносеологическая пошлость, заложенная в нашей печати, к сожалению, изначально (пошлость, причину которой я вижу в отсутствии литературных и гносеологических корней, связывающую современную журналистику с дореволюционной) в 80-ых годах привела к тому, что эта пресса изжила себя, оставив только высохшую куколку. Живая мысль невыносима для этого мертвого мира пластиковой стилистики, где каждая статья похожа на другую, а все вместе они напоминают куклы "Барби". В иллюстрированной журналистике нет места концепции, идее, звуку. Еще немного и не останется места факту. Остановить время - вот последняя задача пластиковой журналистики. Журналы, на которых вместо точных выходных данных стоит "Лето" или "Зима" - это не курьез, а, возможно, предвестие какой-то эры, в которую вползает современная печатная мысль. Это эра остановленного бытия, эра куклы "Барби", эра пластиковой прессы, в которой жизнь превращена в виртуальную реальность. ИЛ - это кентавр ТВ и прессы. Твердые литые страницы, словно облученные телеэфиром. Страницы, больше напоминающие застывший пластиковый клип, а еще точнее - компьютерную реальность, в какой-то безумной пестрой распечатке. Ибо если ТВ - гигантский компьютер нации (пространство, в котором моделируются идеологемы нового времени, социальная имагология общества, подвергаются коррекции его национальные архетипы, уничтожаются астральные оболочки вещей, сопрягаются времена и раскручивается смерч нового времени), - то с чем должны мы сравнить иллюстрированный журнал? С ПРИНТОМ, распечаткой этой грандиозной "виртуальной реальности", его материализованным полиграфическим воплощением. | |||
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОМУ ДОЛГУ Об этическом подходе в журналистской профессии | |||
Глава 7 Этика и стандарты качества в журналистике
Что если бы работы некоего философа морали, не обладающего широкой известностью в журналистской среде, могли бы потенциально:
|
Журналистика на крутых виражах
Александр РОЖКОВ, журналист, кандидат филологических наук
Кочующий праздник
Журналистика, общепризнанно, древнейшая из древнейших. К нашему времени ученые едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V веку до нашей эры, когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году той же эры. Если подходить упрощенно, то наша профессия началась с того, что нарисовал первобытный человек каракули на стенах пещеры - вот вам и первая газета. Попрыгал шаман у костра, послушал, что там ему ветер нашептал, - радио так появилось. Ну, телевизором, скорее всего, у наших прародичей были скоморохи, ходившие по деревням и странам, и разносившие и показывающие вести об удивительных событиях. В общем, все такое относительное, неустойчивое. А в Казахстане у работников пера, микрофона и камеры вдобавок к тому же и профессиональный праздник столь же ветреный. Поначалу предали анафеме 5 мая, советский День печати, когда вышел первый номер газеты «Правда», и передвинули его на пять дней вперед - на 10-е мая, на день выхода первого номера газеты «Туркестан уалаятынын газетi». (Кстати, подобным образом сделали и в России, установив День российской журналистики в честь появления первой печатной газеты «Ведомости» Петра I и празднуют его в январе). Но в 1997 году, поглубже вникнув в содержание газеты (а она была-то как-никак органом царской администрации на местах, несмотря на то, что выходила на казахском языке), выбрали более нейтральную дату - 28 июня. В этот день появился первый казахстанский Закон о печати и других СМИ.
Вношу предложение: отпраздновав нынче третий раз день печати по старому стилю, давайте дружно сочинять челобитную наверх - 28 июня потерял свою актуальность, неплохо бы его теперь приурочить к новому Закону «О СМИ», чтобы мы справляли праздник 23 июля. Кто за? Журналисты всегда за себя чарку поднять не прочь. А там, глядишь, еще какой-нибудь повод для переноса найдется. Хотя обижать наш первый закон не стоит - он долгожитель, 8 лет продюжил. Насколько второй окажется крепким орешком - поживем - увидим!
Не пишите - и не судимы будете
Худо-бедно, под крышей Закона о печати от 28 июня 1991 года казахстанская журналистская братия прожила начало эпохи построения демократии в отдельно взятом государстве. Пережила наезды крупных властей и мелких чиновников, разорилась в результате бездарного хозяйствования бывших партзавхозов, оказалась лишенной эфира за длинный язык, да мало ли.
Что дал новый закон нам, пахарям от пера и микрофона? Написан он очень даже демократически. Но журналистам ничего нового в расширении их прав не предоставил. Поэтому теперь столь трудно стало совать свой нос в неправедные дела акимов, военных, полиции и пр., что приходится все чаще вспоминать о «своем шестке».
Пока журналисты боятся заявить право на свои права, газеты только успевают отбиваться от судебных исков и разоряются (сама на язык просится война «Начнем с понедельника» с мировой коррупцией). А в судах они рассматриваются с пристрастием. Судьи, которые, порой, не в состоянии отличить синекдоху от метонимии в газетном тексте, при разборе столь сложных дел не спешат назначать специальные экспертизы. Сами, мол, разберемся! Кайф, наверное, получают. И чаще всего журналистам «шьют» 25-ю статью Закона о печати - злоупотребление свободой слова.
После 1991 года журналистика стала совершенно другой. А нас стараются загонять в старые рамки. Обвинения же - порой одно абсурднее другого выдвигаются. Господа-гонители журналистики, оглянитесь вокруг себя, что творится каждый день в жизни. О таком беспределе в газетах не прочитаешь и по телевизору не посмотришь - журналистам давно надели розовые очки. А законы - они на то и пишутся, чтобы при удобном случае ими можно было пыль в глаза международных правозащитников пустить, а в остальном - чтобы всегда их можно было обойти.
В последние месяцы количество исков к СМИ растет в геометрической прогрессии. Слово какое не понравилось, в картинке вроде бы себя узнал, в репортаже мимоходом упомянули - вот и готов миллионный иск. В условиях полной социальной незащищенности СМИ и самих журналистов, они должны фактически приспосабливаться к складывающейся в угоду сиюминутной ситуации судебной практике. Но ведь это чревато снижением уровня профессионального мастерства, сужением круга используемых приемов творчества, усилением серости, которая наиболее «бронезащитна».
Юридический факт большей частью требует весьма упрощенного протокольного обоснования. А если это не соблюдено, суд удовлетворяет иск к журналисту, игнорируя любые мотивированные доводы и логические аргументы, поскольку, как принято выражаться в юстиции, «эмоции к делу не пришьешь». Но, к сожалению, мне кажется, что в ближайшее время мы вступим в затяжной период обострения отношений журналистики и общества. Ведь приемлемая для юридической процедуры оценка жизненных процессов и реалий большей частью не пригодна для сиюминутной публицистики. Скажем больше: она во многом ей противопоказана. Можно, конечно, публиковать выдержки из милицейских протоколов или извлечения из решения суда, но если в таком же ракурсе излагать факты и комментарии, можно поставить крест на карьере. Нужен симбиоз. Разумный, приемлемый для обеих сторон, он пока не найден. Хотя в СМИ и так, по моим скромным подсчетам, на 70 процентов присутствует паркетная информация, выгодная высшему свету. Острый на язык и скорый на обобщение Олжас Сулейменов заметил: «У нас единственное демократическое движение - гласность, когда народ вопит, а власть безмолвствует».
Журналист на обслуге
«Вы читали? Вы смотрели? Вы видели?» - народ частенько обсуждает то, что узнал из газетных статей, телевизионных и радиопередач. Какими бы малыми не были тиражи у газет (о чем с удовольствием любит повторять глава Нацбанка Григорий Марченко), как бы не кукожилась аудитория электронных масс-медиа, они по-прежнему продолжают оставаться основным источником формирования общественного мнения. Это сильно раздражает власти, этим порой злоупотребляют криминальные или противоборствующие структуры при своих разборках. Газета и эфир - очень удобная арена для сведения счетов. За войной компроматов всегда стоит чей-то шкурный интерес.
И все это обслуживают журналисты. Кроме того, сколько приходится писать так называемых «заказух» - рекламных статей, которые стыдливо маскируются различными значками, лишь бы не назвать их напрямую - реклама. Порой доходит до абсурда - пишутся огромные материалы ради того, чтобы в нескольких строчках упомянуть нужную фирму или фигуру. Естественно, делается все это не за просто так, а за вознаграждение. Оно может быть не только в денежных купюрах, но в приглашениях съездить за границу или куда поближе, услугах и др. Трудно винить журналиста в этом. Если по степени риска наша профессия стоит в пятерке самых опасных (пропустив при этом вперед водолазов, летчиков сверхзвуковых самолетов, руководителей крупных предприятий и военных), то она находится и в пятерке самых низкооплачиваемых. В районных и городских газетах, которые еще не испустили дух, оклады 3-4 тысячи. Это где платят. Чаще всего журналистам перепадает «бартер» по завышенной цене. В областных изданиях жизнь полегче: там и теньжата есть, и заработать можно 10-15 тысяч. В зависимости от рентабельности платят в коммерческих изданиях. Что-то в эквиваленте 200-500 долларов (может, побольше, может, меньше, но эти интимные детали коллеги обсуждают только по глубокой пьяни). Постепенно забывается такое понятие, как гонорар. Хотя все познается в сравнении. У россиян зарплаты в 3-5 раз больше, а вот у узбеков - в 10-15 раз ниже, но и пишут и те, и другие совершенно о разных вещах...
Купи-продай
С приходом рынка не только информация, а сами редакции стали объектом купли-продажи. Продают и покупают с потрохами целые журналистские коллективы, каналы, типографии. В советское время хозяин был один - КПСС. Хозяин был строгий. Новые владельцы старой прессы заставляют себе служить так же верно. Один из редакторов как-то мне с гордостью сказал: «Мы боремся с политическими врагами хозяина». Но важнее все-таки найти такого хозяина, который бы делал деньги на вашей газете (ТВ, РВ), не вмешиваясь в творческую работу, чтобы ваш продукт был сам по себе рентабельным. А не так - платить безумные деньги на выпуск издания лишь ради того, чтобы потешить свое самолюбие и утереть нос конкуренту.
Есть несколько целых журналистских артелей, которые, как непотопляемый эсминец, кочуют из одного издания в другое, заработав себе определенную репутацию, но оставаясь всегда на плаву. Надо отдать должное, продукт выпускают они неплохой, но только - на заказ! Чего изволите? Самый сложный жанр - журналистское расследование - заказывается с тем, чтобы опорочить противника. Поди потом, отмойся. В ответ создается своя газета. И так, наверное, до бесконечности - у сильных мира сего денег хватает на подобные игрушки: «У меня - газета, а у тебя что?»
А можно сделать и того проще, не преувеличивать или приукрашивать - можно просто промолчать. Это для тех газет, у которых финансы поют романсы. Как говорил великий Абай, «убеждай, не принуждая!»
Увы, но с журналистами сейчас обращаются плохо. Это раньше красные корочки (особенно центральных изданий), действовали магически на чиновников любого ранга. Журналистская статья могла снять секретаря обкома и даже загнать в петлю заворовавшегося директора совхоза. Сейчас журналист в большинстве редакций связан по рукам и ногам. В оставшихся государственными - тем, что начальство не хочет портить отношения с другими начальниками, а в частных порой отношение к тебе зависит от настроения и расположения хозяев. Что говорить о простых редакционных работниках - главных редакторов газет, журналов и каналов порой меняют, как перчатки. Чуть чем не угодил (показал не тот сюжет, не захотел обливать грязью конкурентов) - пшёл вон! Хотя где лучше? Английский газетный магнат Джеймс Беннет, когда услышал, что у него работают незаменимые люди, попросил их список и в момент уволил. Просто не пожелал иметь дело с такими. У богатых всегда свои... причуды. А местные управляющие топ-менеджеры всегда с готовностью исполняют прихоти хозяев. За эти годы пертурбации произошли и на КТК, и на «Хабаре», и в «Караване», и в «Экспресс К», и в «АиФ Казахстан», и в «Вечерке» и практически на всех радио. Власть хочет выглядеть в зеркале, коим стали СМИ, опрятно. Поэтому и обновляется весь журналистский рынок.
Сейчас складываются новые отношения общества и нашей профессии. Сохранив свой направляющий, побуждающий характер, она в значительной мере отошла от довлеющего варианта «подсказки». Но вместе с тем, отказавшись от направленного воздействия на создание, создав возможности для поиска каждому члену общества в отдельности, мы никого на застраховали от возможности заблудиться и сгинуть в этих поисках.
Без меня меня женили
Это про Интернет. Как возликовали мы, когда и в нашу страну пришло это чудо. Да здравствует свобода! Увы, вместе с чудом пришло юдо. Интернет - самый неэтичный из СМИ. Самый последний пример - скандал с нашим известным политологом Нурбулатом Масановым, которому приписали интервью по острым вопросам, а он его вроде бы как и никому не давал. Фальшивку здесь можно состряпать враз. В Интернете появляется новый жанр - статьи, состряпанные из всего, что было уже почерпнуто в сети. Порой, не успев моргнуть глазом, ограбленными становятся журналисты, писатели, художники, композиторы - Сеть пиратским способом тиражирует их произведения, и никто не будет покупать то, что можно взять бесплатно.
Хотя, несомненно, главный плюс Интернета - это свобода слова, которую не может позволить себе ни одно другое СМИ. Поэтому наши власти с конца прошлого года обеспокоились тем, как бы поставить на контроль все, что творится в виртуальном пространстве. Поначалу был создан специальный Республиканский биллинг-центр телекоммуникационного трафика, через который можно осуществлять подобный контроль, и издано грозное правительственное постановление (позже его отменили). На недавнем круглом столе «Казахстанские СМИ в Интернете и Интернет для казахстанских СМИ» четко прозвучало, что закрыть сайт или воспрепятствовать нежелательной информации для властей в техническом плане уже проще простого. А вот опять же обращаясь на восток, к соседнему Узбекистану, приходится констатировать, что там все уже поставили под контроль. Естественно, обставив дело красивыми словами: «Создан централизованный доступ к международным компьютерным сетям для активной интеграции в мировое пространство». Этим подсластили горькую пилюлю, которую всем пришлось проглотить. Теперь приходится и здесь следить за языком.
Что касается конкуренции с газетами, то вряд ли Интернет их победит даже в далеком будущем. Смерть печатной прессе предрекалась не раз, но она, слава богу, до сих пор живет и здравствует.
А можно поступиться принципами
В Казахстане 100 000 работников СМИ - фактически регулярная армия! Из них 4 тысячи - члены Союза журналистов. Мне всегда нравился наш Союз журналистов. Там работали хорошие люди, конкурсы разные устраивали, поездки, премии давали. Председатель Союза журналистов Казахстана, уважаемый Камал Сейтжанович Смаилов, откровенно признал, что Союз в том виде, в котором он существовал - с распределительно-поощрительными функциями, уже не нужен. Дополнительная жилплощадь, машины, путевки в санатории - все это было в их руках. А теперь... Надо отдать должное, что еще хоть раз в год правление СЖ изыскивает возможность награждать лучших журналистов премиями. Камал Сейтжанович предлагает новую модель союза, на основе объединения журналистских коллективов. То есть такая конфедерация, которая защищает журналистов. И вот появилась новая общественная организация «Профессиональный союз журналистов Казахстана». Базируется она в Астане, а лидером ее стал бывший заместитель Смаилова Мадрид Рысбеков. Непонятно только, будут эти союзы существовать параллельно или кто-то кому-то уступит паству.
Кроме того, в Казахстане действует несколько организаций, работающих на журналистов и для них же. Без особого шума, но с максимальной пользой для дела трудится представительство «Интерньюс» в Казахстане. Он поддерживает наших коллег-телевизионщиков. Международный фонд защиты свободы слова «Адил Соз» пытается по мере возможности отстаивать права журналистов, давать юридические консультации попавшим впросак коллегам, издает бюллетень юридической грамотности. Казахстанский и Национальный пресс-клубы старательно снабжают журналистов информацией, проводя на день по нескольку пресс-конференций. Кто-то из коллег пошутил, что если их не будет, то журналисты останутся без куска хлеба. Представительство Британского института по освещению войны и мира, открытое совсем недавно, обещает продвигать лучшие аналитические статьи наших журналистов на Запад, в их газеты, журналы, на ТВ и РВ, бесплатно переводя на пять языков.
Не преминул появиться и местный «Теффи» - конкурс «Золотая звезда» - «Алтын жулдыз». Пять лет он был только телевизионным, а теперь потеснил свои ряды и принял туда и газетчиков, и фоторепортеров, и информационные агентства. Они генерируют идею замечательного Учителя в журналистике Марата Карибаевича Барманкулова - создать общественный фонд «Академия журналистики Казахстана», куда бы вошли не просто функционеры и хозяева изданий, а действительно профи своего дела и люди, уважаемые в журналистике. «Академия», думается, смогла бы реально сплотить журналистов, выбирать самых-самых, отстаивать права казахстанской журналистики. Правда, от задумок до воплощения проходят порой годы.
Пытаются организоваться какие-то профсоюзы для журналистов и советы по этике, но от их работы пока никому ни холодно, ни жарко. Импонирует, что есть в них люди, которые действительно могут реально помочь коллегам, попавшим в беду. Но есть и одиозные личности. Они лишились малых и больших кресел и скучают по регалиям и вниманию.
Да и сами журналисты не много проявляют корпоративности. Порой готовы размазать по столу опростоволосившегося коллегу. В Павлодаре, например, газета «Версия» потребовала от телевизионщиков студии «Иртыш-ТВ» три миллиона тенге за слово «газетенка». Хотя оно ей совсем не адресовалось...
Как взрастить журналиста
Поскольку каждый уважающий себя город ныне обзавелся собственным университетом, многие из них открыли и собственные журфаки. Причем некоторые в самой глубинке, но туда же - пытаются готовить даже журналистов-международников (для справки: с нынешнего года этой специальности нет в реестре Министерства образования и науки, и подготовка по ней осуществляется в рамках узкой специализации по профилю общей журналистики)! Казалось бы, конкуренция в журналистике должна достичь апогея, и вряд ли 1500 газет и около 300 телерадиостанций обеспечат всех работой. Да ничего подобного! Хорошие журналисты наживают много врагов. Поэтому большинство стремится жить тихой сапой.
Кстати, на мой взгляд, это совсем неплохо, что в стране развивается целая система журналистского образования. Для новых отделений журфак КазГУ (который в советские времена высоко котировался, после МГУ и Свердловска) останется еще долгое время на недосягаемых высотах. А новая модель образования позволяет обучать журналистов всему и зарабатывать на этом. Таких кадров и возможностей, как в КазГУ, провинция не будет иметь в ближайшем будущем. Но ведь и выпускники этого вуза не спешат в глубинку - они, в большинстве своем, горожане. Сегодня журфак КазГУ учит своих выпускников представлять информацию различными способами, укрепил международное сотрудничество - он не варится в собственном соку. Но... он должен зарабатывать себе деньги - это в первую очередь! В такое положение его поставило государство. Раньше было такое понятие, как «профнепригодность». А вот если теперь, заплатив требуемую сумму, сюда хлынут бездари? Работать придется вхолостую. С другой стороны, казгушное образование, при всех его плюсах, слишком каноническое. Порой отличник журфака не совсем уверенно себя чувствует на журналистской стезе. Нужны творческие мастерские, которые бы воспитывали личность журналиста. Может, есть резон подумать над созданием некоего попечительского совета, который бы помогал журфаку и тем самым взращивал для себя кадры? Или это медиа-магнатам не нужно - они всегда найдут деньги, чтобы перекупить заинтересовавший их экземпляр.
Недавно к нам приезжали коллеги из московских изданий, обменяться, так сказать, опытом. Проблема та же - где взять хороших журналистов? Это в Первопрестольной-то! Хороший журналист будет востребован всегда. Ау, современные вальраффы, донахью, познеры, молчановы и листьевы!
ВЕЛИКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Виталий Третьяков
Странная вещь - время.
100 последних лет русской журналистики (XX век) - это вроде бы много.
Между тем я, например, окончив в 1976 году журфак МГУ, работаю в этой журналистике, получается, без малого четверть века - значимая величина!
Не буду углубляться в разнообразные исторические изыскания. Отмечу только два момента.
Теоретически в России может найтись журналист, который, начав работать в дореволюционной печати, заканчивал свою карьеру, пусть и стариком, в печати демократической, то есть нынешней.
И второе. Даже я сам могу оценивать едва ли не половину истории русской журналистики прошедшего столетия - ибо брежневская журналистика во многом наследовала родовые черты сталинской (особенно на последнем этапе "эпохи застоя"), а первые годы журналистики горбачевской - очевидная, даже по многим действующим лицам, калька хрущевской.
Итак, для меня самая логичная периодизация русской журналистики XX века фактически совпадает с датами правления "вождей".