Новаторство басен Крылова

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

В 1769 году в семье бедного армейского офицера родился будущий великий баснописец, поэт, писатель и переводчик, Иван Андреевич Крылов. Рано узнав невзгоды бедности, ещё в подростковом возрасте Крылов вынужден поступить на государственную службу. Отсутствие систематического образования приходилось восполнять самостоятельным изучением таких предметов, как литература, математика, французский и итальянский языки. Обладая достаточно мощной и крепкой фигурой, Крылов увлекся кулачными боями, из которых часто выходил победителей. «Живой» ум и отменное чувство юмора помогли молодому Ивану Андреевичу получить известность и в качестве сатирика. Однако вскоре смелая сатира Крылова стала вызывать недовольство царицы, что заставило писателя прекратить свою литературную деятельность, скрывшись в провинции на несколько лет. Только в 1806 году писателю удается вернуться в Петербург, где в 1809 году вышла первая книга, прославившая Крылова как баснописца. Новаторство басен Крылова Живописный и богатый язык делает произведения Крылова вершиной «эволюционного развития» русской басни, и ставит писателя в ряды мировых профессионалов этого жанра. Сам Пушкин отмечал, что басни Крылова не похожи ни на какие другие. Иван Андреевич впервые создал басню - сценку, когда у его предшественников главным в басне была мораль. В его произведениях морали ничуть не меньше, просто она умело прячется за искусно построенными комедийными ситуациями. В противовес традиционной схеме жанра, персонажи басен Крылова похожи на реальных людей, представляющих разные социальные слои - от лакея до царя.

В конце жизнь баснописца наладилась (он занимал должность статского советника, приносящую неплохой доход), превратив Крылова в ленивого и неповоротливого человека, над которым посмеивался весь двор. Он, талантливый и умный, быстро свыкся с ролью нелепого чудака, найдя в этом для себя выгоду. Придуманный им образ всем нравился, отчего Крылов мог позволить себе любую выходку – от неукротимого обжорства до неряшливости в облике. В 1844 году Крылов скончался от воспаления легких (в возрасте 75 лет), хотя современники «списали» его уход на длительное переедание. Все свое состояние Иван Андреевич завещал мужу Саши – дочки кухарки, которая служила у Крылова долгие годы. Новаторство басен Крылова Некоторые исследователи биографии писателя считают Александру незаконнорожденной дочерью Крылова, основываясь на том, что после смерти матери, он занялся воспитанием девочки.

Творчество Крылова внесло в наш язык немало крылатых выражений и афоризмов. Язык басен Ивана Андреевича явился примером для многих писателей, в том числе и Пушкина, а меткие выражения «крыловских» басен можно было услышать даже из уст В. И. Ленин. Новаторство басен Крылова

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

 

Александр Сергеевич Грибоедов; личность и творческий путь

 

Александр Сергеевич Грибоедов родился в 1795 году в столице, в дворянском семействе. Все свои детские годы он провел в Москве, в поместье своего дяди. В число образовательных учреждений, который он окончил, входят Благородной пансион при столичном университете и сам Московский университет. Учась в них, писатель полюбил поэзию и прозу, и стал регулярно посещать литературные собрания дворян. Именно споры, которые велись на этих встречах, и послужили первым предметом, на котором он продемонстрировал свой несомненный сатирический талант. В это время им было написано множество замечательных произведений, большинство из которых сохранилось и до наших дней. В качестве примера можно привести стихотворение «Дмитрий Дрянской», которое является пародией на произведение Озерова «Дмитрий Донской».

Начало Отечественной войны застало Александра Сергеевича в столице. По примеру большинства других молодых людей своего возраста он записывается на военную службу. Отметим, что в боях писатель не участвовал никогда. В 1816 году Грибоедову была дана отставка от военной службы, и он предпринимает еще одну попытку вернуться к учебе. Однако этим планам не суждено было сбыться, и спустя год он уже несет службу в коллегии иностранных дел. Находясь в Санкт-Петербурге, Александр Сергеевич входит в светскую среду, где собираются самые известные писатели, актеры и театралы того времени.

Идея написания наиболее прославленного произведения «Горе от ума» пришла к писателю в 1820 году. Очень многое про личность Грибоедова говорит то, что трудился он над этой комедией четыре года. После того, как работа была завершена, он долго не решался показать ее баснописцу Крылову, мнение которого очень ценил и уважал. В 1826 году он полгода находится под арестом по подозрению в пособничестве декабристам. По истечению этого времени писателя оправдали. Все обвинения были сняты с него полностью. В этом же году состоялась свадьба Александра Сергеевича с дочерью известного общественного деятеля и поэта Грузии Ниной Чавчавадзе. Сегодня литературное наследие этого великого человека насчитывает более тридцати произведений, среди которых можно найти прозаические отрывки, путевые записки, пьесы и стихотворения. Но, по мнению историков, большая часть его творческих идей так и осталась нереализованной.

Погиб Грибоедов в январе 1829 года. К его убийству были причастны мусульмане-фанатики, которые захватили русскую миссию в Тегеране. Опознать его смогли только по шраму, который писатель получил много лет назад в своей дуэли с Якубовичем, настолько сильно было изувечено его тело.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность.

В 1816 выходит в свет комедия «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Комедия имеет полемический характер, направлена против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики — отсутствиереализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения — носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого.

В 1818 Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» — либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода — драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Так же достойна внимания проза Грибоедова (очерки и особенно письма).

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы

 

"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы. В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название "Гражданский романтизм". Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков лирический герой "Послания Приклонскому" Раевского, который восклицает: "Для пользы ближнего жить - сладкая мечта". В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии "Горе от ума". Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями произведений поэтов-декабристов. Вспомним знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто". В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из "забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма". Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту "и жизнь и честь его спасали". В другом монологе ("Французик из Бордо...") Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному. В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". И это не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, "в деревне книги стал читать", это профессора Петербургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим "Философические письма", за которые был сурово наказан - объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский. Комедия "Горе от ума" была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади. Комедия "Горе от ума" внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров. Можно сказать, что вместе с комедией "Горе от ума" родилась русская драма. И традиции русской драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.