Журналистика начала 19 века
В начале этой статьи позволю себе отметить, что журналистика этого периода принимает бурный рост благодаря свежеиспечённому новому царю. Занявший вначале века царский трон Александр I пытается успокоить общественное мнение, пришедшее в упадок из-за деспотии предшествующего правителя Павла I. Новый русский царь понимает необходимость реформ и возвращает из ссылок и тюрем много людей, осуждённых за вольномыслие, разрешает ввод из-за границы книг и периодических изданий. При нём возвращается частная типография, появляются новые учебные заведения и расширяется читательская аудитория.
В 1804 г. в России появляется первый цензурный устав. Цензура этого времени разделяется на предварительную (до появления текста в печати, его читают и могут не допустить) и карательную (за материал может быть наказание: арест, закрытие, штраф). Однако через год Александр I уничтожает предварительную цензуру, а в 1804 г. свёртывает либеральную политику. Реформы царя носят для русской журналистики две стороны:
· расширение прав писателей и журналистов; разрешено дискутировать о внутренних делах, но всё скромно, без вольномыслия. Ничего нельзя критиковать. Если у статьи несколько интерпретаций (нейтральная и вольнодумная), то истолковывают выгодно для автора.
· нельзя критиковать правительственные законы, божьи традиции и личные достоинства человека.
Всё же потом находится аллегорический обход цензуры — это вопрос о госустройстве и «крестьянский вопрос». Вообще в начале 19 века происходит оживление. В первое десятилетие появляется большое количество новых изданий, возникающих, правда, в основном в Москве и Питере. Да и, к тому же, большинство из них недолговечны. Это объясняется, пожалуй, строгостью цензуры и малым числом подписчиков. Правда исключение олицетворял «Вестник Европы», который просуществовал почти 3 десятилетия.
Подводя итог развития журналистики этого периода, надо отметить, что некоторые черты остались не изменны. Как и в 18, в этом веке журналистика не признаётся профессией, потому нет гонораров. Несмотря на это, намечается бурное развитие критики одновременно с общественной жизнью. По-прежнему ведущий тип издания — журнал, хотя журналистика началась именно с газеты. Однако, если в 18 веке было всего 3 газеты, то уже в самом начале 19-ого появляются новые и не просто общественно-политические, а отраслевые.
Возникновение литературной борьбы. «Беседа» и «Арзамас» как два типа литературных сообществ.
"Арзамас" ("арзамасское общество безвестных друзей") (1815-1818) - 1. Литературное общество вПетербурге. Объединяло последователей литературных и эстетических взглядов Карамзина Н.М. "Арзамас" поставил себе задачей борьбу с устарелыми литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись "Беседой любителей русского слова". Членами "Арзамаса" были как писатели (Жуковский В.А., Батюшков К. Н., Пушкин В. Л., Вяземский П. А., Пушкин А. С., Орлов М.Ф.), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А.И. и Тургеневы Н. И., Уваров С. С., Блудов Д. Н. и др.). Общество выступало в защиту сентиментализма и романтизма против сторонников Шишкова А.С., т.е., сторонников классицизма, входивших в литературное общество "Беседа любителей русского слова". Почётным старостой "Арзамаса" был Пушкин Василий Львович, дядя великого поэта Пушкина А.С. Он ввёл юного поэта в число его членов. Большинство членов "Арзамаса" ещё до его основания были тесно связаны м.собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их оппоненты - члены "Беседы" - были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовесбюрократической торжественности заседаний "Беседы" заседания "Арзамаса" имели характер весёлых дружеских сборищ. Название "Арзамас" было взято из пародии Батюшкова; все члены "Арзамаса" наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского В.В. (Жуковский В.А. - Светлана, Вяземский П.А. - Асмодей, Пушкин А.С. - Сверчок и т.д.). На заседаниях "Арзамаса" читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов "Беседы". С закрытием "Беседы" в 1816полемический характер деятельности "Арзамаса" потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание журнала, который д.б. теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло. В 1818 "Арзамас" распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга. Вяземский П.А. дал следующую характеристику значения "Арзамаса": "Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания "Арзамаса" были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться".