Горький.

В 1890 году в журналистике появился Горький и сразу зарекомендовал себя как писатель революционер – демократ. В «Самарской газете» он в свободном стиле обращается к народу, беседуя с ним об общественной жизни в «Очерках и набросках». Под псевдонимом Хламида он пишет в самых острых отделах о проблемах: о буржуазии, об издевательствах над женщинами, народом, детьми. Он не боялся цензуры и обвинил самарского фабриканта Лебедева в эксплуатации детей. Интеллигенцию и буржуазную прессу порицал за их цинизм.

Он писал: «Газета! Я ею доволен, она не даёт спокойных дней здешней публике, она колется как ёж!».

Наряду с журналистикой, он создаёт: «Песнь о соколе», «Старуху Изергиль».

Но самыми известными его работами стали материалы со Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проходила в нижнем Новгороде. Все корреспонденты восхваляли эту выставку, а он через газету «Одесские новости» порицает то, что был использован рабский труд. Он возмущается преклонением перед западом. «Где же наши учёные и производители?» - спрашивает он. Когда царь приезжал в Н, Новгород, то газетам было запрещено писать вообще, так боялись остроты одесского журналиста Горького.

Ещё тогда Горький понимал сущность и стилистику журналистики. Для одесситов, которые ничего не видели и не знали о выставке, он использовал описательных характер материалов, а для новгородцев применял анализ и оценочный окрас. Его известные произведения: «Мать», «Песнь о буревестнике» были оценены Ленином.

Век.

Во второй половине 19 века в начале 20 изобрели кинематограф, так появилась фото- и кино журналистика.

Главным событием начала 20 века стал Манифест 17 октября 1905 года. Он провозгласил политические свободы, а так же свободу слова, совести, собраний и союзов. Была учреждена Гос. Дума. Вышел указ об устранении административного вмешательства в дела прессы, но возлагалась судебная ответственность за преступления в печати. В связи с этим на работников прессы могли накладываться штрафы, арест до 3 месяцев, тюремное заключение от 2 месяцев до 1,5 лет, ссылка. Управление печатью оставалось в руках МВД. Свода была только на бумаге, а в жизни последовали суровые наказания за любую вольность. В это время берут новое начало многие монархические газеты: «Московские ведомости», «Русское знамя». Революционеры продолжают издавать: «Борьба», «Голос». Появилась анархическая партия и начала выпускать своё издание «Анархия».

 

В 1913 году насчитывалось более 3000 изданий по стране с различными взглядами на политику и широкой темой.

Во время 1 мировой войны 1914 год – легальные большевистские издания были закрыты, и вновь возникает заграничная газета «Социал – демократ». Большевики считали, что война принесёт поражение России, и выступали на своих страницах против неё. Правительством была введена военная цензура. Строго проверялась деятельность военных корреспондентов. Рядовым солдатам было вообще запрещено работать в прессе. Монархические журналы «Илья Муромец», «Альбом героев войны» - не поднимали проблем и врали о благополучии военных действий. Нелегальные газеты такие как «Листок» писали и о нехватке продовольствия и о военных неудачах и об адском труде рабочих. Всё это способствовало буржуазно – демократической народной революции и отречению Николая 2 от престола. Власть перешла к Временному правительству. Позже с приходом Советской власти положение в прессе ещё более ухудшилось. Большевики закрывали все издания, которые были ни на их стороне. Был объявлен красный террор. Многие отличные писатели, даже которые общались с революционерами, были рассмотрены как антинародные, и их судьба была плачевна. Пострадали символисты, футуристы, декаденты (Брюсов, Хлебников - эмигрировали…закрылись их журналы искусств). В эмиграции возникали русские литературно – журналистские общества – «Тургеневская библиотека», «Зелёная лампа», где нашлось место для творчества Шаляпина, Рахманинова, Бунина, Цветаевой, которая, возглавляла эмиграционный журнал – долгожитель «Современные записки».

В это время модным становится направление символистов, футуристов, декадентов (Хлебников, Брюсов, Андрей Белый). Эти потоки отвергла Советская власть и многие писатели символисты оказались за границей вместе со своими изданиями – «Новый путь», «Золотое руно»....

 

В 20е годы советская печать публиковала оду себе, писала о НЭПе, создание СССР, вводила культ личности Сталина. В эти же годы благодаря достижениям в области радиотехники бурно развивается радиожурналистика.

Во время ВОВ процветает газета «Красная звезда», в которой лучшими военными корреспондентами зарекомендовали себя – Твардовский и Симонов. Создаётся Совинформбюро, через которое, проходит вся информация. Существовала жёсткая военная цензура и самые суровые меры наказания. Во время войны погибли Гайдар, Ильф и Петров, Кольцов был репрессирован.

Военным на фронте запрещалось даже вести дневник, и делать какие-либо записи. Все письма вскрывались, и если обнаруживалось что-то лишнее, то письма сжигались, а военные подвергались насилию. В первые дни войны газеты молчали, потому что нападение было внезапное. Первым о войне сообщило радио и голос Левитана продолжал первым информировать народ на протяжение войны. Информация для иностранных изданий готовилась отдельно и не была похожа на ту, которая распространялась по стране. Но и эта информация не соответствовала действительности. В сводках наши потери занижались, а потери противника завышались, чтобы поднять боевой дух. О захватах городов и планах немцев не сообщалось, даже если знали об этом заранее. О захвате очередного города сообщалось лишь через 2 -3 дня. Из – за этого люди не успевали эвакуироваться и гибли.

В первые же месяцы войны появилась военная беллетристика: ненависть к врагу, поднималась тема мести и уродства немца, героизм русских (Зоя Космодемьянская). Тема военнопленных не поднималась, потому что была запрещена. Писали только о зверствах немцев, а зверствах нашего правительства молчали. Информация утаивалась, например: был застрелен правительством командующий западным фронтом Павлов. Почему? Об этом все молчали. В газетах не было ни слова. Подобная информация распространялась лишь в виде слухов, за которые могли дать от 2 до 5 лет. Очень много слухов по поводу сына Сталина Василия и его пленении, которого не захотел Сталин спасать из плена. Рейтинг Сталина рос. В ходе войны была закрыта часть изданий. Военная эмоционально – патриотическая пресса вытеснила гражданскую. Многие перешли на стихи. Лидирующее место стала занимать газета «Правда», в которой печатались – Симонов и Ахматова (стихи), Твардовский (поэмы). Проблемы не поднимались вообще. Сталинский период в прессе длился до 53 года, который сопровождался уничтожением и травлей журналистики.