Академия наук и Ломоносов.

Петровские ведомости в 1728 году были переименованы в «Санкт – Петербургские ведомости». Эту газету после смерти Петра стала издавать Академия наук. Редактором стал Миллер. Газета стала выходить регулярно – раз в неделю, а потом 2 раза в неделю. Ведущее место в ней занимал список книг. Кроме политической рекламной информации начинают публиковать и коммерческие частные объявления в рубриках «продажа», «отъезжающие». Ремесленники с удовольствием давали рекламу в газету, а редакция охотно принимала, т.к. с трудом покрывала расходы на её издательство. Тираж был 500 экземпляров, стоимость номера – 4 копейки– это дороговато для многих слоёв населения.

В дальнейшем объявления стали основной информацией и печатались в специальном приложении «Суплемент». Примеры: «продаются огурцы лучшего соления и примерного поведения кучер с женой». Это объявление было напечатано в номере за 1770 год. В то время мужчины до 45 лет оценивались в 30 рублей, а пожилые крепостные примерно в 3 рубля. Вот ещё пример: «продаётся подержанный черпак, обшитый бахромою…».Позже в газете стали публиковать о банкротстве.

Стали появляться новости из заграницы – что произошло в Берлине, Вене… Была перепись между газетами.

Много места Академия наук отводила научным статьям, где описывались опыты, исследования, открытия и жизнь учёных.

В 1740 годах на арену журналистики выходит ЛОМОНОСОВ. Он пишет свои научные наблюдения. Ломоносов дружит с фаворитом Елизаветы - Шуваловым и в 1755 году он уговаривает его открыть при Московском университете типографию. И уже через год раскручивает его на издание новой газеты - «Московские ведомости». В газете начинают печатать диссертации, лекции, информация об университете и даже об успеваемости студентов. Главным становится отдел – рубрика «О российских книгах». Известные тому времени журналисты Херасков и Сумароков начинают писать о крае, истории, архитектуре, торговле, экономике. Ломоносов много рассуждает на страницах газеты об обязанностях журналиста. Он приравнивает журналистов и учёных и говорит, что журналистом может быть только научный работник. В то время и правда, большую площадь в русских изданиях отводили науке. Выступает против европейских корреспондентов, обвиняя их в том, что они не пишут о науке.

Ломоносов стал печатать свои стихи и различные литературные произведения – это было новшеством. Ломоносов сильно обгонял время и его современники порой не могли понять его мысли, поэтому некоторые статьи не принимались в редакции газет. Он хотел сделать реформу сельского хозяйства, но ему даже не дали печатать сводки и статистику об урожае.

 

Ближе к концу 18 века появляется яркий сатирический журнал «Трутень» под редакторством Новикова. В первую очередь он пародировал жанр рекламного объявления. Он обыгрывал различные моменты жизни и высмеивал людей. Пример: «воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продаёт свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе». «Трутень» высмеивал трутней и быт бездельников.

 

Большую популярность получил журнал Карамзина «Вестник Европы». Он был похож на литературный альманах, в котором много говорилось о литературе, печатались повести, романы, стихи. Новшеством стал отдел критики, в нём отводилось много места дискуссиям по поводу различных произведений. Карамзин был патриотом и в материале «Странность» (за 1802 год – это 2 номер журнала) он упрекает русских людей – дворян, что нанимают для обучения своих детей заграничных гувернёров. За основу произведения он взял объявление французского гувернёра, который вызывался учить русских детей русскому языку, сам же гувернёр плохо произносил русские слова. Карамзин в статьях выступал против пансионов с заграничными учителями и долго воевал с ними на страницах журнала.

 

Во второй половине 18 века появляется ещё одно яркое издание – журнал Миллера 1755 года «Ежемесячные сочинения , к пользе у увеселению служащие». Здесь впервые начали печатать о театральных представлениях. После этого появляются и специализированные журналы «Русский театр». Сообщения о спектаклях, других мероприятиях носили информационные ноты, и лишь в материалах о книгах появляется оценочный характер.

 

В 1801 году появляется первый иллюстрированный журнал «Пантеон российских авторов», где находят своё место духовная информация. Здесь описывались придворные торжества, светская литература. Впервые появились портреты. В номере по 5 портретов. Но техника была плохая, поэтому качество портретов оставляло желать лучшего. Под портретами печатали сопроводительные тексты, которые обычно готовил Карамзин. Была даже такая шутливая фраза в одном из номеров – «не ручаемся за сходство, пусть художники пеняют на себя». Простые журналы еле окупались, что уж говорить об иллюстрационных, хотя и стоили они очень дорого. Учёные не останавливались на достигнутом и постоянно занимались усовершенствованием печатной техники и удешевлением процесса печатания.