Раздел 11. Работа над совершенствованием речевой деятельности младших школьников

Понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», сущность и задачи речевой работы в школе. Общая характеристика психологических и лингвистических основ методики развития речи: ведущие положения теории речевой деятельности, функциональной стилистики, синтаксиса текста, культуры речи и вытекающие из них методические рекомендации к содержанию и организации речевой работы.

Уровни развития речи учащихся. Произносительный уровень развития речи младших школьников: работа над техникой речи (дыханием, голосом, дикцией), орфоэпией, интонацией. Организация учебной речевой деятельности младших школьников в устной форме на различных уроках; обучение слушанию, участию в диалоге, организации монолога, культуре речевого поведения. Возможности букварей и учебников русского языка для организации работы, направленной на совершенствование произносительных умений учащихся.

Лексическая работа как одно из направлений работы над словом. Задачи, содержание, место и способы проведения: знакомство с функцией слова, с наличием у него предметного значения, с возможностью многозначности слова, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами; обучение детей выявлению непонятных слов, выяснению их значения, правильному, точному и разнообразному использованию слов в речи; обогащение словарного запаса младших школьников.

Синтаксический уровень развития речи младших школьников. Виды упражнений речевой направленности над словосочетанием и предложением (по образцу, конструктивные, творческие).

Изложение как речевое упражнение комплексного характера. Виды изложений, требования к текстам, методика проведения подробного изложения. Подготовка учителя к проведению изложения; анализ детских изложений.

Обучение созданию письменных высказываний. Специфика работы: над художественной (разговорно-художественной) и деловой (научно-деловой) речью; над различными типами речи (повествованием, описание предмета, рассуждением и оценкой действительности); над жанрами школьных сочинений (запиской, письмом, загадкой, этюдом, объявлением, инструкцией, рассказом, воспоминанием и т.п.).

Типичные ошибки в содержании и в использовании языковых средств, их классификация (обобщение).