Дневник читателя, слушателя, зрителя.

В измерении телевизионной аудитории все чаще применяются электронные счетчики(ТВ-метры, пиплметры), которые инсталлируются в телевизоры домов, попавших в выборку.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

- интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);

- наблюдение подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

- анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

10) Контент-анализ.

Метод анализа текстов, нацеленный на получение статистических (количественных) выводов о содержании множества более или менее однотипных текстов, получил название контент-анализа, или качественно-количественного анализа.

Инструментом анализа больших массивов текста выступает система категорий и признаков, разработанных для данного исследования. Точно так же, как в массовом опросе с каждым респондентом беседуют по тиражированному вопроснику, в контент-анализе все тексты, попавшие в выборку, анализируются с применением одной и той же системы категорий и признаков(или вариантов проявления категории, градаций признака)10. Так появляется возможность перехода от характеристик отдельных документов к статистическим характеристикам их множества.Например, можно подсчитать долю материалов в газете, посвященных жизни людей, представляющих различные социальные слои, или частоту появления в зфире какого-либо канала определенного политика и т.п.

Как в опросе респондент предстает в итоге через набор своих характеристик, так в контент-анализе каждый текст предстает в виде набора зашифрованных признаков, легко поддающихся компьютерной статистической обработке. Этот количественный метод анализа поэтому называется еще и формализованным.

Система категорий и признаков по своей структуре напоминает анкету или интервью с их вопросами и вариантами ответа. Полевой документ, с помощью которого ведут контент-анализ, обычно называют кодификатором.

Единицей анализа(или смысловой единицей) могут быть отдельная публикация в целом, фрагменты текста, отдельные слова/понятия. Категории анализа должны соответствовать особенностям таких единиц. Например, категория «тема» может характеризовать публикацию в целом, а категория «знак оценки» — и материал в целом, и отдельные слова, словосочетания из контекста, в котором упоминается чья-либо фамилия.

Единица счета— способ измерения тех или иных признаков в тексте. Наиболее часто применяемые — частота появления в массиве текста, объем, занимаемый текстом (его фрагментом с определенными признаками) в строках, во времени.

Использование контент-анализа предполагает обеспечение всех качеств информации, которые составляют ее надежность и репрезентативность.

Обоснованность признаковдостигается построением системы показателей, отвечающих задачам исследований. Предположим, требуется получить знание о том, чему уделяет внимание данный канал массовой информации. Для этого необходимо обосновать и выбрать признаки, которые соответствуют решению данной задачи. В исследование, скорее всего, придется включить ряд признаков, отвечающих на вопрос типа «О чем пишет газета?». Например, включаются такие характеристики, как тема, проблема (аспект темы); рамки рассмотрения (личность, малая группа, социальный слой и т.п.).

Устойчивость измерениядостигается за счет применения одной и той же системы категорий и признаков содержания для каждого документа по единым признакам, соблюдаемым теми, кто кодирует тексты (кодировщиками). Правила отнесения шифров-признаков к конкретным текстам или их фрагментам должны быть доступны стороннему наблюдателю, четко представлены в инструментарии (кодификаторе и инструкции) исследования. Тогда выше приведенный фрагмент кодификатора с эмпирическими вариантами проявления признаков примет следующий вид:Устойчивость измерения в контент-анализе может быть достигнута с использованием нескольких кодировщиков для шифрования одних и тех же текстов, а затем вычисления коэффициента согласованности результатов. Но это требует слишком серьезных затрат и предпринимается крайне редко.

Правильность измерения(отсутствие случайных и систематических ошибок) достигается за счет контроля работы кодировщиков, неучастием авторов исследований в кодировке (чтобы вольно или невольно результаты не подгонялись под выдвинутые гипотезы). Этому служат четкость правил соотнесения категорий и признаков «Кодификатора» с элементами анализируемых документов.

Репрезентативность выборки и данных исследованиядостигается в контент-анализе по той же логике, что и в опросах, но имеет свою специфику. Если задачи предполагают анализ всего объема содержания, то целесообразен отбор выпусков (номеров изданий, вещания в течение суток) из годового объема. Здесь важно обеспечить каждому выпуску равный шанс попасть в выборку. Поэтому, как уже отмечалось, нужно учитывать регулярность выхода издания, с тем чтобы при случайном шаговом отборе одни дни недели не попадались чаще других. Для телевидения и радио логичен отбор по датам.

Серьезную трудность представляет формирование выборки для анализа содержания сайтов в Интернете. Если предпринимается одноразовый зондаж, требуется большое число кодировщиков, чтобы замер не растянулся во времени. Известно, что контент сайтов может обновляться весьма быстро, в том числе в режиме реального времени, к тому же его части — с разной скоростью (например, новостная лента в режиме реального времени, другие рубрики — 1 раз в сутки или реже). Представим себе, что происходит нечто, о чем многие сайты поторопятся сообщить тут же. Тогда даже минимальная разница во времени захода на сайты может дать искаженное представление о политике их создателей.

При сплошном обследовании содержания обычно исключают те материалы, которые специфичны по своей природе или не представляют интереса для исследователей. Так, обычный кодификатор не может быть подходящим (валидным, valid) для кодировки анекдотов, прогнозов погоды или рекламы, да это, как правило, и не требуется. Однако могут быть специальные цели: например, выяснить, дается ли прогноз погоды в общероссийских изданиях для конкретных регионов, что может быть интересным потенциальной аудитории в них. Или помещает ли и как часто издание неполиткорректные анекдоты, которые могут обижать какие-либо этнические меньшинства или представителей профессий, социальных групп. В таких случаях понадобятся особые кодификаторы.

11) Качественное социологическое исследование и его виды.

Качественныеисследования имеют целью выявить разнообразие в проявлениях разных свойств и предполагают более глубокое о них знание.