Вопрос 3. Понятие нормы права, нормативно-правового акта.

Ответ: Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государ­ством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. нормой права устанав­ливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация пра­вовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государ­ственного принуждения, т. е. нарушение границ свободы дозволенно­го и необходимого поведения влечет за собой применение мер юриди­ческой ответственности к правонарушителю.

Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т. е. уста­навливает, при каких условиях следует руководствоваться данным пра­вилом поведения. Например, при наличии права на пенсионное обеспечение по возрасту его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при условиях, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав, и обязанностей.

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, на­граждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормативно-правовой акт — это принятый компетентным государ­ственным органом письменный официальный документ определен­ной формы, содержащий нормы права.

Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нор­мативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различ­ным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различа­ют гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-пра­вовые акты и т. д.; по территории действия — федеральные, региональ­ные и местные.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридичес­кой силой. Юридическая сила — это релятивное (сопоставительное) свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодатель­ства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на за­коны и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во време­ни по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действу­ет только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с рас­пространением его на всю территорию государства или только на ее часть, что оговаривается в самом акте.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; ино­странные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно прожи­вающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть государственными и муници­пальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, За­кон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основани­ям, например, по признаку пола, по возрастному цензу (несовершен­нолетние), по профессиональной принадлежности (военнослужащие), по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный граж­данин, лицо без гражданства). Круг лиц определяется в самом норма­тивно-правовом акте.