Вопрос 2. Происхождение государства и права, сущность права.
Ответ: Причины происхождения государства:
Социально-экономическая теория происхождения государства
1. Экономические причины: 1) неолитическая революция, обеспечивающая переход от собирательства к производящему хозяйству. 2) три крупных разделения труда
- появление скотоводства
- отделение ремесла от земледелия
3) рост производительности труда и появление излишков
2. Социальные причины: 1) разложение рода, появление семьи. 2) противоречие в обществе. 3) расслоение общества (появление классов).
Термин «право» в современной юридической науке используется в нескольких значениях. Так, правом называют социально-правовые притязания людей (например, право народов на самоопределение); официально признанные возможности (например, право на охрану здоровья); систему юридических норм (объективное право); совокупность всех правовых явлений (правовая система).
Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.
Право- это система общеобязательных правил и норм, устанавливаемых и охраняемых государством.
Причины происхождения права: те же, что и причины происхождения государства.
Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.) в обществе существуют два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает права — таков основополагающий принцип данной теории.
В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее, они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека и не только его.
В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.
Требование законности, т. е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них правосознание народа выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп.
Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей, законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современное правопонимание связано с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так, наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.