Взгляд в историю

Со времен Галилея наше представление о вселенной и нашей роли в
ней претерпело ряд революционных переворотов. В Средние века
вселенная виделась как темное, зловещее местечко. Земля была по-
хожа на маленькую плоскую сцену, на которой царили грех и порок
и которая была заключена в таинственную небесную сферу, где по-
являлись знамения, равным образом ужасавшие как королей, так и
крестьян. И если мы недостаточно возносили хвалу Господу и церкви,


то нам предстояло испытать на себе гнев театральных критиков, са-
моуверенных инквизиторов и их страшных орудий пыток.

Ньютон и Эйнштейн освободили нас от религиозных предрассуд-
ков и мистицизма прошлого. Ньютон предоставил в наше распоря-
жение точные законы механики, согласно которым движутся все не-
бесные тела, в том числе и наша Земля. В сущности, точность законов
была настолько высока, что человеческие существа предстали боль-
ше похожими на попугаев, твердящих заученные слова. Эйнштейн
перевернул наш взгляд на сцену жизни. Было не просто невозможно
определить однородную меру времени и пространства — сама сце-
на была искривлена. Кроме того, эта сцена была не просто заменена
резиновой простыней, она еще и расширялась.

Квантовая революция дала нам еще более причудливую картину
мира. С одной стороны, падение детерминизма означало, что ку-
клы получили разрешение обрезать свои ниточки и декламировать
собственный текст. Состоялось возвращение свободной воли, но
произошло это за счет многочисленных и неопределенных решений
ситуации. Это означало, что актеры могли находиться в двух местах
одновременно и могли исчезать и появляться. Стало невозможно
сказать наверняка, в каком месте на сцене находился актер или какое
было время.

Сейчас концепция Мультивселенной дает нам новый парадиг-
матический сдвиг, где само слово «вселенная» является лишним.
В концепции Мультивселенной существуют параллельные сцены,
расположенные одна над другой, с люками и потайными туннелями,
соединяющими их. В сущности, сцены дают начало другим сценам в
непрекращающемся процессе генезиса. На каждой из сцен действу-
ют свои законы физики. Вероятно, лишь на горсточке из этих сцен
есть условия, необходимые для существования жизни и сознания.

Сегодня мы являемся актерами, играющими, то есть живущими,
в первом действии — в самом начале исследования космических
чудес на этой сцене. Во втором действии, если мы не уничтожим
свою планету в ходе войны или загрязнения, мы можем оказаться спо-
собными покинуть Землю и исследовать звезды и другие небесные
тела. Но сейчас мы начинаем осознавать, что нас ждет и последнее
действие — третье, в котором представление заканчивается и все
актеры исчезают. В ходе третьего действия сцена остывает настолько,


что жизнь становится невозможной. Единственный возможный путь
спасения — покинуть сцену через люк и начать все сначала в новом
представлении на новой сцене.

 

Принцип Коперника против
антропного принципа

Очевидно, что в процессе перехода от мистицизма Средних веков к
сегодняшней квантовой физике точка зрения на нашу роль, на наше
место во вселенной менялась самым коренным образом с каждым
научным переворотом. Наш мир экспоненциально расширяется, и
этот факт заставляет нас изменить представление о самих себе. Когда
я думаю об этом историческом развитии, глядя на бесконечное на
вид количество звезд на небесном своде, или размышляю о мириадах
жизненных форм на Земле, меня переполняют два противоречивых
чувства. С одной стороны, я чувствую себя как бы уменьшенным не-
объятностью вселенной. Размышляя о бескрайних пустых просторах
вселенной, Блез Паскаль когда-то написал: «Вечная тишина этих бес-
крайних просторов приводит меня в ужас». С другой стороны, я не
могу устоять перед очарованием великолепного многообразия жиз-
ни и изящной сложности нашего биологического существования.

Сегодня при рассмотрении вопроса о научно обоснованном уста-
новлении нашей роли во вселенной открываются две в некотором
смысле крайние философские точки зрения, представленные в физи-
ческом сообществе: принцип Коперника и антропный принцип.

Принцип Коперника гласит, что наше место во вселенной ничем
особенным не отличается (некоторые остряки окрестили это прин-
ципом усреднения). До сих пор каждое астрономическое открытие
только подтверждало эту точку зрения. Не только Коперник сдви-
нул Землю из центра вселенной — Хаббл перенес целую Галактику
Млечный Путь из центра вселенной, взамен дав нам расширяющую-
ся вселенную с миллиардами галактик. Недавнее открытие темного
вещества и темной энергии подчеркивает тот факт, что высшие хими-
ческие соединения, из которых состоят наши тела, составляют всего
лишь 0,03 % всего вещественно-энергетического содержимого все-
ленной. Учитывая теорию инфляционного расширения вселенной,
мы должны подумать о том факте, что видимая вселенная подобна


песчинке, заключенной в намного большую плоскую вселенную, а
также о том, что эта вселенная может все время пускать почки новых
вселенных. И наконец, если М-теория окажется успешной, то нам
придется столкнуться с возможностью того, что даже знакомая раз-
мерность пространства и времени расширится до одиннадцати из-
мерений. Нас не только сдвинули из центра вселенной — мы можем
обнаружить, что даже видимая вселенная представляет всего лишь
крохотную долю намного большей вселенной.

Столкнувшись лицом к лицу с необъятностью этого осознания,
вспоминаешь стихотворение Стивена Крейна:
Сказал вселенной человек:

— Мадам, я существую!

— И что ж, — услышал он в ответ, —
Почувствовать себя должна

Перед тобой в долгу я?

(Тут опять вспоминается научно-фантастический фарс Дугласа
Адамса «Автостопом по галактике», в котором рассказывается о
приспособлении, называемом Тотальным Вихрем, которое гаран-
тированно превращает любого здравомыслящего человека в сумас-
шедшего. В Вихре находится полная карта вселенной с крохотной
стрелочкой, на которой написано: «Ты здесь».)

Но с другой стороны, мы видим антропный принцип, который
заставляет нас осознать, что чудесный набор «случайностей» делает
возможным существование разума в такой трехмерной вселенной,
как наша. Существует до смешного узкий диапазон параметров,
превращающих разумную жизнь в реальность, и случилось так, что
мы «благоденствуем» в этом диапазоне. Стабильность протона, раз-
мер звезд, существование тяжелых элементов и так далее — все эти
параметры кажутся тонко настроенными, чтобы сделать возможным
существование сложных форм жизни и разума. Можно спорить о
том, является ли такое неожиданное стечение событий спроектиро-
ванным или просто случайным, но не возразишь, что для того, чтобы
наше существование стало возможным, необходима была именно эта
сложная настройка.

Стивен Хокинг замечает: «Если бы скорость расширения через
секунду после Большого Взрыва была меньше всего лишь на одну сто-


тысячемиллионную, то [вселенная] уже сжалась бы еще до того, как
достигла своих нынешних размеров... Велики трудности, ожидающие
вселенную, возникшую, подобно нашей, в Большом Взрыве. Я думаю,
что здесь ясно просматривается религиозный подтекст».

Мы часто не понимаем всей ценности жизни и разума. Мы за-
бываем о том, что такая простая вещь, как вода, является одним из
ценнейших соединений во вселенной, что во всей Солнечной систе-
ме и, возможно, даже в этом секторе нашей Галактики жидкая вода
есть только на Земле (и, вероятно, на Европе, спутнике Юпитера).
Также весьма вероятно, что человеческий мозг является самым
сложным объектом, какой только создавала природа в Солнечной
системе, возможно, даже до ближайшей звезды. Когда мы глядим на
четкие снимки безжизненной поверхности Марса или Венеры, по-
ражает тот факт, что эти поверхности совершенно лишены больших
городов и огней или даже сложных органических жизненных соеди-
нений. В открытом космосе существует бесчисленное множество
миров, лишенных всякой жизни, тем более — разума. Это должно
заставить нас оценить хрупкость жизни и то чудо, что она развива-
ется на Земле.

Принцип Коперника и антропный принцип в каком-то смыс-
ле представляют противоположные взгляды, которые оценивают
наше существование и помогают понять нашу истинную роль во
вселенной. В то время как принцип Коперника сталкивает нас ли-
цом к лицу с совершенной необъятностью вселенной, и, возможно,
Мультивселенной, антропный принцип заставляет нас понять, как в
действительности редки жизнь и разум.

Но в конечном счете спор между обоими принципами не может
определить нашу роль во вселенной, если только мы не взглянем на
этот вопрос с более широкой точки зрения — с точки зрения кван-
товой теории.