Вопрос14. Влияние природы Месопотамии на становление цивилизации и типа человека. Цивилизационная характеристика основных этапов развития цивилизаций в Двуречье.

Месопотамия занимала территорию между двумя реками Тигра и Евфрата. Входит в зону плодородного полумесяца. Природные условия жестокие, суровые.

8 век – первые поселения, вдали от берега

6 век – реальное проникновение в болота, развитие

4 век – шумеры осваивали пространство, появились города.

1) Разливы Тигра и Евфрата были нерегулярными, поэтому территорию Месопотамии невозможно было объединить. Следовательно, нельзя было создать единую ирригационную систему, ирригационная система существовала в каждой отдельной общине.

2) Почва – чистая глина, поэтому перед шумерами стояла проблема удобрения.

3) Отсутствие камня, дерева, полезных ископаемых. Как следствие, изобретения колеса, гончарного плуга, колесного плуга с отвальным мелехом, лодки с косым парусом.

С изобретениями происходит обмен товарами. Центром торговли становится община, образуется город. Так город появляется уже в 4 тысячелетии в Месопотамии (за 1000 лет до появления цивилизации)
Природные условия формирую человека: инициативного, изобретательного, предприимчивого, способного к самостоятельному решению. Государство и община находятся на равном уровне.

Месопотамия – древнегреческое название. Междуречье, двуречье. Территория между двух великих река Евфрата и Тигра, очень похожа на ту территорию, где жили египтяне. Она входит в зону плодородного полумесяца. Здесь реки так же разливаются, и без ирригационной системы земледелие просто невозможно. Но! Это единственное, что их объединение – климат. На самом деле здесь иная природная зона, попав сюда, человек получил совершенно иные вызовы природы. Они были более жестокие, более суровые, но тем не менее часть народов, населявших Месопотамию, нашли силы, чтобы найти адекватный ответ. Цивилизация шумеров была даже более развитой, чем цивилизация в Египте.

Заселение Месопотамии началось рано. Первые поселения, вдали от берега, появились ещё в 8 тысячелетии. Ну а с 6 тысячелетия началось реальное проникновение в эти болота. Шумеры ещё в 4 тысячелетии настолько активно осваивали это пространство, что по образному выражению Гордона Чайлда, все преобразования привели к городской неолитической революции. Не каждая цивилизация имела город, письменность. Город возник за 1000 лет до возникновения цивилизации в Месопотамии. Вся Центральная и Южная часть Месопотамии, замеленная шумерами, представляла собой страну с множеством маленьких, мелких городов, которые при переходе к цивилизации превратились в города-государства. Они существовали более 6 веков как самостоятельные.

Это произошло потому, что условия природные вообще не позволяли объединить территорию, не было экономического связующего момента, характерного для Древнего Египта.

Особенности вызова:

1) Разливы Тигра и Евфрата абсолютно непредсказуемы, никогда не были синхронными. Тигр берет начало в вершинах Алландского нагорья, Евфрат берет начало от Садотонийского нагорья, где существуют сезонные осадки в виде осенних дождей и таяния выпавшего зимой снега. Поэтому предугадать, когда начнется разлив, было практически невозможно. Кроме того, со стороны Персидского залива все время дуют ветры, и когда ветер начинал дуть сильно, воды залива запирают сток вод, и начинается наводнение. Нельзя предугадать наводнения, нельзя создать единую систему ирригации, которая бы всех заранее защищала в случае бедствия. В этой ситуации каждая община было предоставлена самой себе, самостоятельно заботилась о своем существовании.

2) Почва на полях – чистая глина. Во время разливов сюда не приходило никакого плодородного ила, потому что плодородный ил в Е. вымывается из болот, которые находятся в местах, через которые проплывают теплые воды. Ничего во время разлива на полях не остается, поэтому перед шумерами стояла проблема удобрения.

3) Отсутствуют полезные ископаемые. Нет даже камня, не говоря уже о металлах. Не растет ни одного дерева, только финиковые пальмы, а у нее ствол полый – для строительства не годится. За древесиной нужно было ехать на многие сотни миль. Природа, в отличие от Е., заставила шумеров вертеться, искать выход. Шумеры создали целую серию уникальнейших изобретений и открытий.

1. В 4 тысячелетии изобрели колесо. На повозках привозили себе камень, дерево, недостающие металлы.

2. Поставили колесо на гончарную ось и получили гончарный плуг.

3. Чтобы возделывать тяжелую мокрую глину, стали искать способ её обработки. В 4 тысячелетии изобрели колесный плуг с отвальным лемехом. Медный лемех позволял поднимать тяжелую глину.

4. Нужно было выходить в море, а там постоянно дуют встречные ветры. Шумеры изобретают лодку с косым парусом. …ограниченное количество.

Почти все изобретения материальной и духовной культуры приходятся на шумеров.

Теория панвавилонизма – профессиональная теория.

 

Периодизация истории Месопотамии.

1) Раннединастический период 30-24вв. шумеры

2) Аккадское царство 24-23вв. Саргон Аккадский создает первоначально единое царство вв форме ДД. Распалось, так как отсутствовала экономическая основа

3) Шумеро-Аккадское царство 22-21вв. 3династии Ура

 

4) Старовавилонский период 19-16 вв. расцвет, связанный с Хаммурапи. Он создал самый лучший свод законов. Четко выразил языком права сословную структуру общества. По законам Хаммурапи основу общества составляет свободный общинник – авиллум. Занимался ирригационной системой. Был главным налогоплательщиком. Появляются зажиточные и бедные. В результате появления бедных появляется долговое рабство. Масса подневольных работников, подвергавшихся внеэкономической эксплуатации путем принуждения. По законам Хаммурапи долговое рабство ограничивалось 3 годами. Ограничивались проценты, выше которые нельзя было поднимать ставку долга. Раз в 15 лет проводилась долговая амнистия для крестьян-должников.

Также появляются профессиональные воины – редумы и баирумы. У них были участки земли, которые никогда нельзя было забрать ни за какие долги. После смерти редумма или баирума назначался новый редум или баирум.

Была знать, жречество, мушкены – государственный раб, храмовый раб. Полусвободный, полураб, участвовал в храмовых и царских хозяйствах. По законам Хаммурапи различные статусы разных сословий отражались в системе наказания. Действовал принцип талиона «око за око, зуб за зуб».

Знать

Авиллум – полноправный член общины свободные воины редум и баирум

Мушкен – свободные

Разделяются по привилегиям

Главная проблема-недопущение чрезмерной социальной дифференциации\система наказаний – по принципу талиона

Авиллум-налогоплательщик

Законы Х. защищали собственность

Главный принцип государства – сохранение налогоплательщика и семьи.

Средневавилонский период. 16-12вв.

Мировая Ассирийская держава

5) Нововавилонский период 7-6вв.

Мировая персидская держава

Первый период, первая половина 3 тысячелетия, когда господствовала цивилизация шумеров – раннединастический период. Начался с существования отдельных, независимых городов-государств, которых было 2, 5 детсятков.

Когда расшифровали язык шумеров, то были потрясены. Этот маленький народ говорил на языке, который не принадлежит ни одной языковой семье.

Помимо шумеров, вокруг в степях и полупустынях бродили огромные группы скотоводческих племен. Все они говорили на семитских языках. Одно из этих племен – аккадцы. Диффузионно начали проникать на территорию шумера.потом в 24 веке Аккадский вторгся с войсками и покорил всех шумеров, подчинив их. Саргон Аккадский создает Аккадское царство, это было сделано централизованно. Возникло по политическим причинам – чтобы управлять и собирать дань с шумерских городов. Царство рухнуло. Экономической основы не было.

Последний этап развития шумерской цивилизации – это Шумеро-Аккадское царство, возникшее в 22-21 веках до н.э. Существовало 125 лет. Последний всплеск. После распада – прекращение существования шумерского общества. Шумеры полностью ассимилированы, язык мертв, он превратился в язык науки.

После гибели в том месте, где ближе всего проходит Тигр и Евфрат, появился Вавилон. Возник на рубеже 3 и 2 тысячелетий. Был удобно расположен – на пересечении сухопутных и водных торговых путей, быстро превратился в самый крупный город. В центр развития. Сначала – Старовавилонский период (Хаммурапи). Затем царство быстро рухнуло. При преемнике Хаммурапи стали надвигаться вытесненные из Ирана индоиранские племена – кассиды. Вторглись в Месопотамию, захватили Вавилон и весь Средневековой период – период кассидской династии, время правления индоевропейцев в Вавилоне. Затем кассиды были разгромлены Ассирийской державой. Начиная с 11 века, Вавилон постоянно под контролем Ассирии. Только в 7 веке Вавилону удалось освободиться от контроля Ассирийской империи. Наивысший расцвет Вавилона – Нововалионский период.

Вавилон получил свое развитие в Старовавилонский период, когда правил Хамураппи. Он и создал эпоху старовавилонской династии. Этот взлет хоть и был непродолжительным, но он был знаменателен тем, что Хамураппи создал самый лучший свод законов. Систематизация права показывает уровень самосознания, потому что язык права – это самооценка общества. Одним из главных черт самооценки является выражение языком права сословной структуры. В законах Хаммурапи сословная структура выражена чрезвычайно четко. По ним основу составляли авилум – люди, то есть полноправный член общины. По законам Хаммурапи видим ту огромную роль, которую играл свободный общинник и то, как он был защищен правом, юридическими фактами со стороны государства. Все авилумы объединялись в общины. Общины были заняты в основном ирригационной системой земледелия. В этой ситуации авиллум был главный налогоплательщик для государства. Отсюда интересно отношение к экономическому процессу, который протекал в Месопотамском, Вавилонском обществах. Коль Вавилонская цивилизация – городская цивилизация. Значит, это центр ремесла и товарообмена, где широкий товарообмен, там есть и дифференциация по экономическому положению. Появляются зажиточные, бедные. Результатом появления бедноты стало появление долгового рабства. Оно становится главным фактором в социальной сфере и в экономической форме деятельности. Это и были масса подневольных работников, подвергавшихся внеэкономической эксплуатации путем прямого принуждения. Никакой идеологии, как у египтян, не было. По законам Хаммурапи долговое рабство всячески ограничивалось. Ограничивались проценты, выше которых нельзя было поднимать ставку долга. Главное – долг. Рабство ограничивалось 3 годами. После 3 лет раб-должник возвращался назад в свою общину, на свое поле и становился свободным. Вне зависимости, успел ли он отработать долг или нет. Если не успел, то за ним ещё числилась экономическая задолженность, хотя официально он был неподвластен своему благодетелю, который дал под проценты какую-то ссуду. Естественно, человек, который работает на своем поле в эпоху бронзовых орудий труда (были редкие и дорогие), не мог работать в одиночку и индивидуально выплачивать налог государству. Как правило, эти должники никогда не могли полностью расплатиться с всеми процентами, которые набегали.

Это приводило к тому, что раз в 15 лет государство объявляло долговую амнистию для крестьян-должников. Все долги списывались вне зависимости от того, кто сколько был должен. Все приходило к изначальному состоянию, несмотря на то, что богачи негодовали, но перед лицом государства вынуждены были смириться. Вот это гуманное отношение к низшим социальным слоям продиктовано не гуманизмом, а тем, что государство считало каждого налогоплательщика, было заинтересовано в том, чтобы количество платящих налоги никогда не уменьшалось. Отсюда главной заботой государства было сохранение того статуса, которое сложилось как равновесие между слоями, сложившимися ко времени восшествия Хамураппи на престол.

Это же самое мы наблюдаем в отношении воинов. В это время появляются профессиональные воины – профессиональная пехота. Они назывались редум и баирум. И вот эти редум и баирум имели семьи и имели участки, на которых их семья кормила. И вот этот участок никогда нельзя было забрать ни за какие долги. Если редум-воин попадал в плен, то участок оставался за семьей и в ряде случаев за вдовой погибшего воина.

Таким образом,законы Хамураппи показывают нам вот это продуманное отношение к сохранению главного – представителя общества, производителя, налогоплательщика.

Помимо свободных, было жречество, была верхушка общества по сравнение с низшими категориями. О их статусы были различными. Прежде всего, различие в социальном статусе проявляется в системе наказания.

Их статусы были различными. Прежде всего, различие в социальном статусе проявляется в системе наказания.

Но принцип законов Хамураппи существовал до появления римского частного права и базировался на принципе талиона – «око за око», «зуб за зуб» (если кто-то кому-то выбивал зубы, с ним делали то же самое). Принцип талиона был адекватным равновесием наказания. Только потом римское частное право ввело принцип, существующий до сих пор, - прецедента, когда один раз решенное дело, остальные же решались по аналогии с первым делом.

Таким образом, важную роль, помимо различных слоев, играл мушкенум. Государственный раб, храмовый раб. Полусвободный, полураб, принимавший активное участие в храмовых и царских хозяйствах главная фигура уже в другом производственном организме – крупном храмовом дворцовом комплексе, где все строилось по принципу кооперации и специализации, поэтому все цивилизации бронзового века – дворцовые цивилизации с большими дворцовыми хозяйствами. И вот мушкен был там главной фигурой, организовывал, вел учет, осуществлял торговые сделки, вел финансы и так далее. Мушкен стоял чуть ниже авилума, судя по тому, какое нес наказание. Он был выше зависимых групп населения, в том числе даже представителей рабства.

Таким образом, Вавилонское общество заложило основы, по которым население Месопотамии жило до прихода Ал. Мак. Потом там появились принципиально новые формы жизни, организации, связанные уже с греческим полисным миром.