И снова холод полюбить

В С Скрипалев

И снова холод полюбить

 

Скрипалев В С

И снова холод полюбить

 

Скрипалев В.С.

И снова холод полюбить

Введение. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

[image: wwed.gif]

Странные случаются в жизни события: книга, которую вы читаете, не была задумана ни десять лет, ни три года, ни год тому назад, а "выкатилась из-под шарика" в течение отпускного месяца.

В чем дело?

- С одной стороны, наша семья не придавала особого значения закаливанию. Делала это между прочим, "на ходу", не ставя каких-либо целей. Определенно можно сказать: ни одна из рекомендованных методик по закаливанию (то ли солнечные ванны, то ли обтирание, то ли обливание, то ли купание) нами освоена не была.

- С другой стороны, каждый член семьи исподволь, по-своему сдружился с миром доброго Дедушки Мороза. Младшая - Оля - периодами любит походить босиком, хотя за окном - в разгаре зима. Старший - Олег - с дошкольного возраста посещает парную, не преминет "плюхнуться" в бассейн с ледяной водой, ходит зимой с распахнутой грудью (что мы не одобряем) и продлил "спальный сезон" на балконе до -16° С. Лариса Леонидовна, жена, после утреннего бега потихоньку пристрастилась к ледяному душу. Что касается меня, "главы семьи", то скажу об одном: мой стаж "моржа" - с 1958 года.

И все ж:е писать об этом мне и в голову не приходило. Судите сами. Младшая Оля другой раз так закутается, что диву даешься. Олег до сих пор равнодушен к ледяному душу. Лариса Леонидовна очень любит теплую зимнюю обувь, а я моржуюсь так нерегулярно, то сомневаюсь в непрерывности своего "стажа". И куда нам. до методик закаливания. Простейшая из них - душ - и то оказалась не по зубам...

"Итак, начнем с сентября!" Нужно подготовить и выдерживать каждый раз в течение недели струю душа определенной температуры. Через неделю (две) температуру воды необходимо снизить на 1°С... Но даже новый термометр для воды имеет погрешность два градуса (+:1°С). Это, так сказать, с точки зрения моей профессии - метрологии. Жизнь еще больше разнообразит отклонения от методик... Сегодня торопимся лечь спать, так как вчера допоздна смотрели фильм с участием В. Высоцкого. Завтра" во вторник, у папы единый политдень, придет поздно, В среду - по расписанию - парная. Ее ребята ждут целую неделю как праздник; поэтому не до закаливания.

В четверг мама неожиданно отправляется в дружину. В пятницу много уроков, сидим допоздна. В субботу Олю из школы забирает бабуля (у нее своя программа); Олег отправляется наверстывать гуляние за целую неделю. В воскресенье если удастся, поездка на лоно природы, вечером торопимся приготовиться к трудовой неделе.

В следующим понедельник маме покажется, что у Оли насморк, и две недели "законного" игнорирования закаливания гарантированы. Через две недели неожиданно грянут первые октябрьские морозы... В оттепель вроде и закаляться незачем: и так тепло...

А тут скоро и Новый год. Какое закаливание может сравниться с поиском пушистой стройной елочки? "Да вроде и закаляться лучше начинать с лета..."

"Может быть, мы пользуемся устаревшей методикой?" Поискали. Оказалось, что то ли после публикаций опыта семьи Никитиных, то ли время подошло, но старые методики отменили, а новые - разрабатываются. Выручает в таких случаях классика. "Засели" за " Основы закаливания" профессора И. М. Саркизова-Серазини ("Физкультура и спорт". М., 1953), "Патологическая физиология охлаждения человека" Е. В. Майстрах ("Медицина", 1975), "Человек в экстремальных условиях природной среды" В. Г, Волович (М., "Мысль", 1983) и др.

Прекрасные работы. А почему же девушки в жаркий июль ходят D джинсовых юбках и шерстяных кофтах? Когда же они становятся мамами, то переносят свои взгляды па малышей. "Детские голые ушки, - восклицает академик Н. М. Амосов, - вы можете увидеть лишь в жаркий июльский полдень!.." Это, так сказать, глазами соотечественника. Глазами "свежих людей" изумляются иностранцы: из наших национальных особенностей зачастую самой значительной выделяют обычай тепло кутать детей.

"Странное дело, - стал размышлять я. - такая классика, такие традиции русской эакал-бани, русского закал-бега, а жизнь за окном течет но своей особой логике: построили теплое жилье, пошили теплую одежду и не хотим расставаться с теплом. Какой-то культ тепла". Врезались в память слова: "Раздеть людей до одежды по сезону стало национальной проблемой".

Последней каплей моего "созревания на эту книгу стала короткая рецензия Бориса Павловича Никитина на вышедшую в 1985 году работу по закаливанию "...Утонуло в массе медицинских предрассудков". Кто станет отрицать гигантские достижения медицины? Стою перед ними с непокрытой головой. Однако методики закаливания оторваны от жизни: изощряются друг перед другом в последовательности подхода, постепенности: "снижать температуру на 1° в неделю.,.", "сначала обтирают ноги, затем руки..,". "засыпать необходимо с руками, выставленными наружу...", "разработана таблица воздушных ванн" (!) (это - о гулянии на свежем воздухе)...

Сидят в кабинете, специализируются на закаливании и пишут. пишут, пишут... А за окном люди идут, идут, идут.,, И почти вес- укутанные; закаливание у них - проблема N 101.

Наша семья принадлежит и к тем и к другим. Для нас закаливание дело № 101. С другой стороны, мы часто слышали в свой адрес: йЗакаденные!"

Это противоречие и породило мысль о книге: "Раз мы не тратим времени на закаливание, а добиваемся кое-каких результатов, то определенному кругу семей наши упрощенные приемы помогут закалиться". Говоря языком инженера: сейчас нужны "интенсивные" методы закаливания. "Интенсивные" - без дополнительного времени (этого "капитала" нашего бытия).

На первый взгляд наш опыт противоречит устоявшимся принципам закаливания: систематично и постепенно. Давайте разберемся. Доза холода зависит от температуры среды закаливания и времени контакта с ней. Принцип "постепенно" чаще всего применяют к температуре среды (воздуха, воды). А это и выливается в трудоемкую и времяемкую процедуру регулирования температуры среды, то есть в определенную систему закаливания. Систему-то мы и не осваиваем. Мы берем среду такой, какая она есть: летом - теплая, зимой - холодная, И закаляемся сразу: "как в омут".

При более внимательном рассмотрении оказывается, что мы выполняем принцип "постепенно", но через фактор времени. Зицой (а также после перерыва) ребята лишь бултыхнутся в ледяную воду и через секунду-другую выскакивают из нее.

Поэтому, не претендуя на оригинальность, перечислим известные принципы закаливания в преломлении опыта нашей семьи.

1. Необходимость психологического настроя на закаливание, заинтересованность в нем. Это самый важный принцип. Сомнитыщдо его комкать или заменять понуканием. На него нельзя жалеть времени. Может случиться, что на привыкание к мысли о холоде-друге уйдет не один месяц и даже год. Принцип стоит того. Здесь подойдут и юмор, и просмотр соответствующих передач по телевидению, и личный пример, и зимние воскресные прогулки к купающимся "моржам".

Ребенок, да и вы сами должны "созреть" на любовь к холоду, на необходимость жить в холоде, как дышать воздухом. Тогда последующие принципы из системы закаливания (по существу, принудительной) превратятся в способ жить с удовольствием.

2. Закаливание должно быть систематичным. Казалось, что наш семейный опыт отрицает этот принцип. В прямом понимании - это трата дорогого времени, да и возвеличивание физкультуры до другой деятельности. Ежедневные, без перерывов занятия сродни нашей трудовой жизни. Не каждого на них хватит.

Парадокс заключается в том, что даже ежедневная закаливающая процедура длительностью 30 минут составляет лишь около 2 процентов времени суток. А около 90 процентов - действуют термонейтральные температуры, попросту говоря: мы "сидим в термостате". Вывод напрашивается определенный: надо "растянуть" закаливание на сутки, совместить его с нашей обычной жизнью.

Сразу вспоминается "национальная проблема": раздеть людей до одежды по сезону. Когда семья осознала это и перешла на облегченную одежду, все стало на свои места. Мы перестали нарушать принцип систематичности занятий, а защитные механизмы стали работать на протяжении большей части суток.

3. Закаливание должно быть комплексным. Этот принцип вписывается в семью, позволяет самоутверждаться и родителям, и детям, делать "кто во что горазд". Он предполагает различные виды закаливания: пассивные и активные, общие и местные, коллективные и индивидуальные.

4. Закаливание должно быть постепенным. Выше было сказано, что в семье прижилось постепенное увеличение времени контакта с сильным холодом. Разумно было бы постепенно подбирать средства закаливания (солнце - воздух - земля - вода) и их формы (загорание - прогулки - босохождение - купание). Именно в такой последовательности, в сочетании с принципом постепенности построены главы книги.

5. Закаливание должно быть о учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий конкретного региона. Один не простужается, проходив большую часть зимы без головного убора, у другого туфли в осенне-зимний период практически не просыхают. Чабаны Средней Азии закаляются, ночуя на остыв-шей земле, дошкольники Норильска прогулками на свежем арктическом воздухе.

6. Закаливание должно быть "на грани удовольствия". Это наш семейный принцип. Найден он был в занятиях аэробным бегом, понравился детям и прижился в закаливании. О нем будет рассказано в первой главе. Этот удивительный принцип существенно упрощает методики закаливания, делает их жизненными, переносит место действия многочисленных таблиц в группы организованных детей. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности организма, в том числе - его биологические ритмы. "Холод на грани удовольствия " подхватывает эстафету у принципа N 1 (психологический настрой на закаливание), превращает закаливание в еще одну игру.

Физиологию закаливания помогает понять диалектика. Кому приятно в тепле, точнее: при термокомфортной температуре? Всем. Истина кажется абсолютной. "Одевайтесь по сезону". Это вошло в медицинские учебники, в популярные рекомендации.

Не обольщайтесь. Диалектика подсказывает, что в каждом явлении соединено единство и борьба противоположностей. Тепло, оказывается, атрофирует систему терморегуляции.

Даже в нравственном плане это не проходит бесследно. Мы с вами становимся "рабами нормы". Взгляните из будущего, XXI века" Сегодняшние синтетические "шубы-холмы" видятся старомодно. карикатурно,

Да и с передовых позиций сегодняшнего дня безволие (современное рабство) губительно. Вот что написал 11 февраля 1986 года заслуженный тренер СССР А. В. Тарасов в передовице "Комсомольской правды" "Азбука закалки": "Мне, человеку, отдавшему многие годы развитию физической культуры и спорта в стране, бывает обидно видеть молодых людей с вялой походкой, сутулой фигурой, неправильной осанкой. Почему они такие? У нас в стране созданы самые широкие возможности для укрепления здоровья, для занятий спортом. Побывав во многих странах мира, могу утверждать: никакая заграница не идет в этом с нами в сравнение".

Вернемся к закаливанию и диалектике. Дефицит (избыток) тепла, наоборот, тренирует систему терморегуляции. Холод возбуждает энергию в организме. Стоит принять ледяной душ - и не только бодрость, но и безотчетная радость вселяется в подсознание.

Мне удалось заполучить даже количественную характеристику этого явления И не откуда-нибудь, а с полюса холода - из Якутии. Кузнецу Сивцеву Гавриле Ксенофонтовичу бросилось в глаза следующее явление. Принятие воздушных ванн на морозе при сухой коже заканчивается резким возрастанием энергии организма! Он даже предположил, что это дает омолаживающий эффект, является основой долгожительства: якутян. Гаврила Ксенофонтович зафиксировал "время прилива энергии" в зависимости от температуры воздуха": при -20°С - 9-10 мин, при -40° С -б-7 мин, при -50-57° С - 2 - 3 мин.

Подытоживая сказанное, сравнивая мысли Сивцева, с собственными впечатлениями от прогулок в одном костюме при 20 градус^ ном морозе, скажу следующее. Ощущение такое, что организм "вспоминает молодость". А у самого молодого, кстати, у новорожденного, единственным видом физической культуры для мышц является холод, И он встречает его улыбкой, радостью.

Глава 1

НА ГРАНИ УДОВОЛЬСТВИЯ

[image: hol-gl1.bmp]

Сведения из физиологии закаливания

Французские ученые Лабори и Гюгенар (1956 г.) метко назвали современного человека испорченным гомойтермом, то есть организмом, неспособным самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения. Только при кораблекрушениях от переохлаждения в мире ежегодно погибает около 200 тысяч человек. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы. Все это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых.

Поэтому учение о закаливании древне, как наш мир: от Гиппократа (460-356 гг. до н. э.) до современных! эскулапов. В соответствии с ним живые организмы делятся на две группы - пойкилотермные (разнотеплые греч.) и гомойотермные (одинаковотеплые - греч.). У пойкилотермных организмов температура тела непостоянна, она зависит от температуры среды (разница 1-3оС). В связи с этим жизненная активность этих организмов то повышается, то понижается, то есть она сильно зависит от изменений температуры среды. Этот фактор снижает выживаемость.

Эволюция выиграла еще одну битву, выработав у гомойотермных организмов способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне, не зависящем от окружающей температуры. Это увеличило их выживаемость и обеспечило условия для дальнейшего развития, усложнения и совершенствования.

Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4-37,5оС. Ее повышение выше этого предела вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение- переохлаждение (гипотермии).

Совокупность физиологических механизмов, осуществляющих регулирование температуры тела, называют физиологической системой терморегуляции. Любопытно отметить, что многие системы организма имеют свои органы: пищеварительная - рот, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы; сердечно-сосудистая -- сердце, сосуды и т. д.

Физиологическая же система терморегуляции не имеет в своем составе специфических органов. Для противостояния холоду (жаре) она использует практически все другие системы. Происходит это с помощью нервной системы (вспомним принцип N 1), которая включает конкретные органы в специфическую функциональную систему, обеспечивающую поддержание постоянной температуры тела наиболее эффективным и экономным путем. Изменилась температура среды -" распускается одна термосистема и формируется новая. "Эта особенность позволяет полагать,- пишет. Ю, Н. Чусов, - что система терморегуляции в организме - одна на самых молодых и в то же время чрезвычайно важных по своему значению ".

Физиологическая система терморегуляции включает в себя регулирование теплообразования (химическую терморегуляцию) и теплоотдачи (физическую терморегуляцию). В результате сложных химических реакций при усвоении пищи вырабатывается тепло, которое расходуется на протекание самых необходимых жизненных процессов: работы сердца, органов дыхания и т. д. (основной обмен),

Положение сидя сидя увеличивает расход энергии на 20 процентов, чтение книги - на 30 процентов, подметание пола - на 110 процентов, спринтерский бег- на 900 процентов.

Место выработки тепла в организме - скелетные мышцы. При: .незначительном охлаждении начинается их непроизвольная микровибрация, затем происходит длительная синхронная активность отдельных мышечных волокон (терморегуляционный тонус) и при очень сильном охлаждении возникает холодовая дрожь. Теплообразование повышается в 3-5 раз. При произвольной мышечной активности (ходьбе, беге) также образуется тепло. Теплообразование может увеличиться в 10-20 раз.

Кроме того, теплообраэование в организме усиливается во время еды и в результате деятельности внутренних органов (наиболее интенсивно в печени и почках.

Термокомфортной температурой для одетого человека на воздухе является +19оС, в воде +34оС. Это точки, при которых система терморегуляции не включается.

Физическая терморегуляция играет более существенную роль , чем химическая, в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среди физическая терморегуляция уменьшает теплоотдачу, при повышении - усиливает.

Последнее происходит четырьмя способами: проведением (кондукцией), конвекцией, излучением (радиацией) и испарением. Проведение прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача кондукцией - в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа на холодной земле или ходя босиком по ней.

Конвекция -теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Движущиеся частицы воздуха (воды) забирают тепло, нагреваются, уступают место новым холодным. Чем ниже температура среды и сильнее ветер (течение), тем выше конвекция. Поэтому даже в слабомороэный, но ветреный день мы чувствуем сильный холод.

Излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей. У всех у нас немалый опыт пребывания в холодильных камерах плодоовощных баз. Там нет ветра (конвекции), сидим мы на деревянных ящиках (отсутствует кондукция), но вблизи находятся толстые каменные стены с температурой около 0оС, Через некоторое время даже у закаленных начинает капать с носа - результат излучения тепла из тела в стены.

Испарение влаги с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей - потение. Испаряющийся с кожи пот охлаждается, "забирает" излишнее тепло тела.

Удельный вес каждого способа теплоотдачи различный (см. табл.):

?????????????????????????????????????????????????????????

? Темп. возд. =+20оС ? Излучение ?Испарение?Конвекция?

? ?(радиация) ? ? ?

?????????????????????????????????????????????????????????

? Состояние покоя ? 66% ? 19% ? 15% ?

?????????????????????????????????????????????????????????

? Спортивные состязания ? 12% ? 75% ? 13% ?

?????????????????????????????????????????????????????????

При высокой температуре воздуха теплоотдача, например, предплечья и кисти может, увеличиться в 5 раз (за счет такого же увеличения кровоснабжения), а при низкой - уменьшится в 4 раза (во столько же раз уменьшится и кровоснабжение). Кровоснабжение пальцев рук может изменяться почти в 100 раз.

Это происходит за счет изменения диаметра сосудов. Сужение сосудов на холоде уменьшает теплоотдачу на 70 процентов, а их расширение при нагревании увеличивает теплоотдачу на 90 процентов.

Таковы физиологические механизмы терморегуляции. Их возможности дополняются изменениями поведения (поведенческая терморегуляция), использованием искусственных средств защиты от холода. Известный советский биолог академик А. Н. Северцов произнес: ",,, говоря метафорически, выживут "изобретатели" новых способов поведения". Вспомните поведенческую регуляцию у животных: в жару распластаны на земле, часто дышат, высунув язык, уходят в тень, в мороз сворачиваются калачиком. Неукутанные дети изобретают позы сохранения тепла на морозе ("колобок") или включаются в активные игры, а на жаре они начинают стягивать с себя одежду.

Основным средством поведенческой терморегуляции у человека является использование физкультуры, жилищ, одежды, диет и отопления. Однако, по данным наблюдений, у большинства людей в холодный период года теплозащитные свойства одежды на 10-15 процентов (у детей - значительнее) больше, чем того требуют реальные условия охлаждения.

Регулирование температуры тела начинается с терморецепторов (специфических нервных образований) тепла и холода. Холодовых рецепторов примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Это очень чувствительные аппараты, с порогом чувствительности 0,003оС по температуре поверхности кожи.

При изменении температуры кожи терморецепторы выдают импульс через нервное волокно в гипоталамус - главный центр терморегуляции. В нем два отдела: один регулирует теплообразование (управляет химической терморегуляцией), друго й- теплоотдачу (управляет физической терморегуляцией). Импульс возбуждает оба отдела. Отдел, регулирующий теплообразование, через нервную систему выдает команду мышцам (внутренним органам) на усиление (ослабление) теплообразования. Отдел, регулирующий теплоотдачу, дает команду ослабить (усилить) теплоотдачу.

Помимо нервной регуляции, в организме действует еще и гуморальная, которую осуществляет кровь. При охлаждении тела охлаждается и циркулирующая кровь. Поступая в центр терморегуляции, она сигнализирует об охлаждении. В ответ на это отдел, регулирующий теплообразование, посылает импульс своим исполнительным органам об усилении теплообразования. Отдел, регулирующий теплоотдачу, дает команду своим исполнительным органам об уменьшении теплоотдачи. Гуморальная регуляция осуществляется медленнее, чем первая, хотя и с помощью тех же исполнительных механизмов. Она вводит инерционность в работу системы терморегуляции. Вы пришли с мороза в теплую комнату, а ваши щеки по инерции пылают ярким румянцем.

Наконец, о главном. Регуляция тепла в организме человека находится под контролем головного мозга, его высших отделов - коры больших полушарий. Именно это обстоятельство позволяет условнорефлекторно закрепить результат закаливания. Так, находясь на улице ж мороз, можно мысленно вызвать у себя ощущение тепла, скажем, в руках и ногах. Это достигается воспоминанием, к примеру, того, как вас, лежащего на золотистом пляже с закрытыми глазами, ласкали теплые солнечные лучи. Мысленное воспроизведение ситуации нагрева условнорефлекторным путем вызовет описанные физиологические реакции, и вы согреетесь. Любопытно отметить, что интенсивность этих реакций может быть выше, чем на действительный раздражитель. В качестве примера сразу вспоминается соревнование йогов, на котором они, находясь на пронизывающем холодном ветре, высушивают теплом своего тела мокрые простыни.

Постоянное применение закаливающих процедур вырабатывает комплекс условных реакций (рефлексов), способствующих быстрому и адекватному реагированию организма на охлаждение. Применение самовнушения (аутогенной тренировки), установки на закаливание, гармонизирует и ускоряет этот процесс, превращает его в удовольствие.

"На грани удовольствия"

Сознавая себя и жену лояльными родителями, мы несем, естественно, и определенные потери от последнего. У наших ребят нет в тех количествах, в которых хотелось бы, важных черт характера: воли, целеустремленности, усидчивости, умения выполнять неинтересную работу. Но есть и диалектически связанный с этим недостатком плюс: в нашей семье возник, развился и превратился в принцип метод приобщения к физической культуре - "на грани удовольствия".

Родился он в процессе увлечения аэробным бегом. При физиологически грамотном беге (вдох через нос) и приятном темпе вы плавно прибавляете в скорости до ощущения безразличия: ни легко, ни тяжело. Это и есть "граница удовольствия". Она, надо полагать, имеет свою физиологическую оправданность, но нам - не до исследований в этой области. Для нас главное - это норма, которую легко объяснить ребенку и дать возможность ему контролировать ее самостоятельно.

Настал черед перейти к взаимосвязи первого и последнего принципов. Настрой на закаливание, желание его ставит перед организмом человека "стратегическую" задачу: подружиться с холодом на всю долгую жизнь.

"Граница удовольствия" позволяет решать "тактическую" задачу: дозировать холод или жару. Если первый принцип побуждает к действию (закаливанию), то шестой контролирует величину закаливания. Причем делает это в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями организма и, разумеется, с учетом конкретных климатических условий региона. На языке теории регулирования это означает введение отрицательной обратной связи в систему терморегуляции. Эта обратная связь не позволяет системе "пойти вразнос" (дойти до извращений), оптимизирует процесс закаливания, делает его экономным.

Если быть наблюдательным и терпеливым, то можно обнаружить, что дети и "неиспорченные" взрослые живут в строгом соответствии с законами физиологии. Мы недавно узнали об открытии ростовских ученых Гаркави Л. X., Квакиной Е. Б., Уколовой М. А. трех уровней реакции организма на внешнее воздействие (тренировка, активация и стресс). Наблюдая же за детьми, автор установил три ступени их привыкания к холоду (жаре): преодоление, привыкание, перетерпение.

Даже входя в парную, приходится вначале потерпеть (преодоление). Затем наступает привыкание (адаптация), в процессе которой терморегуляционная система тренируется. Далее начинается необычное. Если не обратить внимание на безразличие к жаре и, более того, перетерпеть, то можно дойти до стресса -потерять-- сознание.

Поиск "границы удовольствия" и заключается как раз в том, что вы, привыкнув к жаре, по происшествии некоторого индивидуального времени (в среднем 3-7 минут) начинаете искать "ощущение безразличия": ни жарко, ни холодно. Или: вместо "жарко-приятно" - "жарко-безразлично". Первые неприятные ощущения (духота, сердцебиение, тошнота) свидетельствуют о том, что вы перетерпеваете, залезаете в область стресса. Надо покинуть парную.

Адаптация к холоду протекает аналогично и для воды, например, резче. Плюхнулись в холодный бассейн: несколько секунд преодоления - и организм начинает наслаждаться холодом. Проходит минута блаженства, и вот она - "граница удовольствия": воды не существует. Пора выходить. Если захотите на спор "выиграть шашлык", то можете "залезть" в область стресса. Хотя и существуют местные признаки переохлаждения, сигнализирующие: "пора выходить" (начинают ломить кисти или ступни).

Дети: ^С удовольствием!>

Любопытна такая закономерность: грудные дети относительно легко переносят понижение температуры на теле на 3-5оС, но очень болезненно реагируют на ee повышение даже на 1-2оС. И это при том, что холодовых рецепторов примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Можно заподозрить, что в процессе эволюции человек чаще приспосабливался к холоду, чем к жаре, что более совершенной является система терморегуляции на холод. Следовательно, Дедушка Мороз давно был другом человека. И этот вид закаливания первоочереднее.

Следует иметь в виду, что терморегуляция у детей сочетается с очень большим напряжением всех физио логических механизмов. Они больше двигаются, эмоциональны, подвержены физиологическим изменениям. У детей большая относительная поверхность тела, от которой зависит уровень теплоотдачи, они больше потеют. Таким образом, дети и вырабатывают больше тепла и отдают его больше во внешнюю среду. Это говорит о благоприятном влиянии закаливания на их организм, оно им "предписано природой",

Однако чем ребенок моложе, тем больше требуется внимания, скажем, к поиску той же "границы удовольствия". К грудничку же, не умеющему говорить, и дошкольнику, видимо, следует применить принцип "С удовольствием!", Если, например, при увлечении "плавать раньше, чем ходить" ребенок гулит, радуется холодной воде, незачем ему подливать теплую. В ней он может посерьезнеть, стать вялым раскиснуть, а при выносе после купания на незаметный сквознячок - и простыть.

Позже наступает счастливая пора, когда дошкольник соглашается пойти с папой в парную. Тут, ж сожалению, приходится наблюдать однотипную картину. Папа уговаривает (принуждает) малыша подняться повыше. Это, естественно, те, кто не имеет отношения к физиологии детского организма. Задумка простая и добрая: закалить ребенка. Но метод-взрослый.

Что бы я посоветовал папам?

-Не торопитесь! Раз ваш малыш в парной - уже хорошо! Сравнивайте его не с собой, имеющим жизненный опыт, а с теми детьми, которые остались дома. А ваш - пусть приобретает собственный жизненный опыт. И начать это в парной неплохо с развития ощущения " С удовольствием!". Тут, мне кажется, надо действовать по-никитински: "не заигрывать игрушки". Малыш лезет еще выше или хочет остаться подольше в парной, а вы тут как тут и говорите: "Пойдем окунемся в холодную водичку". Малыш расплескался в холодной водичке, а вы приглашаете его в парную.

Закал-игра

Проще всего принцип "С у довольствием!" культивировать у детей при закаливании в игре. Вспомните жаркий июльский пляжный день. На небе ни облачка. Солнце палит нещадно. Пляж усыпан, телами загорающих. В этом мире безмолвия и вдохновенной тоски по шоколадному загару только'дети .сохраняют чувство жизни. Они жмутся к воде, на самом бережку строят песчаные замки, гоняются за стайками рыбок, рисуют на песке палочками, роют ямки, пытаются докопаться до извечного "А что же- там, дальше?"

Вода в такой день, как правило, не ниже +20оС, и тот, кто в ней уже оказался, не может подолгу выйти на берег. Не в одном месте я провел немало дней на пляже. Слышал всякой "А ну вылезай, уже губы синие!", или "Да ты весь уже дрожишь", или "Костя! Хватит! Папа - и то замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таблицы написаны для кабинетов и, может быть, для групп организованных детей. А родителям нужны рекомендации попроще. И тут, мне кажется, большинство из них поступает правильно, полагаясь на природу малыша (замерзнет -сам вылезет). Если это делается регулярно, если доверяют ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не случается. Если его вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изголодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно пересидит в ней и может простудиться.

Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понимаем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать? Понукать? Отправлять на берег?

Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологическая реакция организма на охлаждение, результат включения системы терморегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической терморегуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физической терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Поборов в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали теорию с практикой, включили в работу систему терморегуляции нашего малыша. По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности исхода заложена эволюция живой природы.

Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду. Похолодания в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, и силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встретилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался ледниковый период... Поэтому я и отделил умышленно детишек на берегу реки, играющих в песочек, от детишек, которые "расправляются с холодом" в воде. Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с разбегу. В этом разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть тоже наследие природы: приспособленность организма в первую очередь к резким, ударным изменениям температуры.

Развивая принцип "С удовольствием!", мы придумываем с детьми закал-игры. Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие разбиваются на берегу на две равносильные команды. После жеребьевки мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игроку своей команды. Команда, игроки которой больше произведут бросков друг другу, выигрывает. Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг от друга в момент броска дальше пяти метров и хватать противника за туловище. Разрешается: хватать за руки и ноги, толкать в туловище, притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча.

Игра началась. Что тут творятся! Проблема захода решается сама собой. Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле, перебрасывают мяч друг другу. Игроки наступающей команды действуют своеобразно. Один ныряет, хватает противника за ноги, делает рывок. И вот обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему партнеру. Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч скачет, на выручку несется еще пара игроков. Силовые приемы, кто-то ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч?

- Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло стоящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превращается в "Леопарда", лихорадочно,ищет свободного партнера. Находит его... на глубине, в обществе очаровательной сероглазой блондинки (формально, конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в глубину... Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается другой команде,.,

Серьезный читатель скажет: "А при чем гут закаливание? Самодеятельность какая-то". Обоснуем свой ответ. Игра в воде не прерывается до полутора часов Загляните в таблицу Л. И. Кондаковой-Варламовой (1980). Максимум купания, рекомендованного для школьников в воде с температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологическую точность, в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений. Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет ослабления системы терморегуляции. Ведь не исключено, что при трехминутное; купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмальства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей) от "коварства окружающей природы".

- Почему "коварства"?

- Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели трех минут приятно, а "оказывается" - "низя".

Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой игре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Коновалов в книге "Ты сильнее воды". Действительно, в водорослях может оказаться и байдарочник с детьми, и купающийся в незнакомом месте, и оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор?

- Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно выплыть на открытую воду или к берегу. Вот это самое "не растеряться" возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных пловцов, Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы "На спине" и "дельфином" отпадают; на спине трудно ориентироваться, а "дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сгодится туристский стиль - брасс. Однако он в водорослям себя не оправдал: при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водоросли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Остановились на способе "кроль на груди" без погружения головы. Ноги ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочередно проносятся в воздухе вперед, опускаются воду и делают грибок, даже опираясь, если случится, на водоросли.

Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захватывающей закал-игры, как описанная?

Оказывается, есть Это всем известный хоккей. Но для избежания травмоопасности "семейный хоккей" проще. В нашей огромной России с заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами. Это и замерзшая речка, и озерцо, а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизмеримо больше.

Травмоопасность хоккея мы устраняем просто. Ворота делаются из доски шириной 80 сантиметров и высотой 15 сантиметров, закрепляемой во льду. Хочешь в них попасть - изволь прижимать маленькую, детскую шайбу пониже. Поле, ориентировочно 15х20 метров, размечается средней линией и "пятачками" у ворот, каждый из которых - полукруг из центра ворот с радиусом клюшки (около полутора метров). В него заезжать нельзя. Из-за средней линии бросать тоже нельзя. Получается, что можно закатывать шайбу, не отрывая ото льда, из восьмиметровой зоны "средняя линия" "пятачок", что исключает резкие щелчки по этим низким воротам, На них может стоять и бабушка, и шестилетняя внучка. Силовые приемы тоже не применяются. Такие правила дают возможность участвовать в "семейном хоккее" и взрослым, и малышам, и мальчикам, и девочкам.

Игра идет без остановки и с не меньшим накалом, чем "водный мяч". Проследим за мыслями одного из игроков, скажем, мальчика Алеши.

"Олег, мне!

Дядь Володя зевает, щас я ему ввалю шайбу,..

- Офсайд!

Фу-ты, черт, принял за красной линией, надо отъезжать... Ничего, прорвемся, пойду на Маринку. Она хоть и длинная, но хлипкая, обыграю... Откуда взялась Ира? Надо пасовать Олегу!

- Олег, бей!

Куда там: дядь Володя давит. Недаром рубашку снял.

- Олег, мне!

Вот здорово! У бабки-вратаря между валенками просвет... Лишь бы не заехать на "пятачок" и не поднять шайбу выше доски... И-и-эх!

- Г-о-о-о-л!"

Азарт нарастает. Уже час ребята, раскрасневшиеся от быстрой игры, мелькают на коньках между воро тами. Счет космический: 21-19. Уже прибыл с работы в возвышающийся на берегу озера дом дядя Витя. Хотел было поесть, но куда там: скоро солнце зайдет. А лучше него никто на воротам не стоит. Ребята так и говорят: стоит на воротах, будто грузин лезгинку танцует...

Через 10 минут от такой лезгинки становится жарко, и он остается в брюках и рубашке. А народ все прибывает. Вот пришел в доспехах быстроногий, как Валерий Харламов, Володя. Он занимается в хоккейной секции. Вот идут два неразлучных первоклассника, всегда первыми вызывающиеся расчищать каток. Вот приковылял в больших ботинках с коньками Игорь- "пьяный ежик" (устоять на таких коньках трудно)...

От солнца остался лишь золотисто-багряный след на западном берегу озера, прямо над камышами. Уж в объятиях заката показалась влюбленная в него звездочка. А ледяная карусель - в самом разгаре. Возбужденные ребята давно поснимали пальто, шайки и носятся в темноте как привидения. Наконец, когда шайбу не удается разыскать за снежным бортиком, игра обрывается. Мальчишки горячо клянутся, что завтра быстро сделают уроки и придут пораньше...

Вот вам и закал-игра! Никто не диктует: "Разденься до рубашки!" Не дозирует время, не ставит задачу закалиться. Все происходит само собой, в азарте. Однако за время таких игр я не помню ни одного заболевшего. Вырастет такой ребенок, спросите его: "Что такое закаливание?" Он удивится, ответит, что это, "когда на ноги льют воду"... и отправится налегке играть в "семейный хоккей".

Глава II. СОЛНЦЕ

Загорание

Вырос я под жарким урюпинским солнцем на Хопре, притоке Дона. Его золотистые песчаные пляжи с противоположным крутым обрывом и лесом на все каникулы заменяли нам, мальчишкам, родные дома. Встанешь утром, поешь и отправляешься через весь город в одних трусиках на Хопёр. И путь и день предстоят длинные, словно идешь на месяц. Ориентируешься по солнцу. Сначала оно светит тебе в спину, потом, в полдень, стоит над рекой и к вечеру переваливает в лес. Его лучи ласково играют на прибрежной зыби реки, спинках: рыбок, отражаются от зеленовато-стальной воды...

Безмятежное, счастливое в этих пляжных днях-месяцах детство! Никаких забот, задумок, задач и обязанностей. Это позже ты поймешь, что счастье - в преодолении, самоутверждении, соединении, сравнении задуманного и свершенного. А сейчас ты лежишь на бархатно-золотистом песке, сыплешь из ладошки в ладошку "золотые мои россыпи",и время останавливается для тебя. Ты пытаешься разглядеть каждую частичку этих песочных часов, наблюдаешь разноцветье ее граней, принадлежишь, как и они, вечности.

Повернешься на спину и неожиданно падаешь в бездонное голубое небо... Только солнце возвращает твой мир мечтаний на землю. Хочется к воде. Плюхаешься в нее, плывешь, ныряешь, ощущаешь ее прохладу, мягкость, вкусность...

В такой длинный день совсем не ощущаешь голода, забываешь о еде и к вечеру; разомлевший, невесомый, возвращаешься домой. Соседи удивляются, какой у тебя шоколадный загар, выгоревшие волосы и брови...

Сейчас жизнь стремительнее. Дети подолгу наедине не остаются, у них режим, с ними занимаются, их кормят (раз за разом), наконец, закаляют. А нет ли потерь в этом непрерывном действии? Не стоит ли им иногда окунаться в бесконечность бытия, воспитывая в себе Личность? Лагерь - это хорошо, турпоходы - прекрасно! ! Но, может быть, стоит сочетать активный отдых периодами безмятежного ухода в себя, уединения, раскрепощения?

Уединенный пляж - лучшее место для этого. Знаю, как трудно уйти в отпуск в пляжное время. Существует жесткий график отпусков. Он зачастую не совпадает с периодами относительного затишья на работе. Допустим, метрология требует систематического ведомственного контроля, аттестации головных и базовых органи заций, аналитических лабораторий. В остальное время - последовательная работа над метрологическими правилами и нормами, оснащением предприятий средствами контроля состава и качества продукции цветной металлургии. Казалось бы, отпуск можно спланировать не только без ущерба, но даже - с пользой для метрологии. Из физиологии известно, что при повышении температуры окружающей среды производительность труда падает...

В жаркое время самое место - на пляже, где ваш ребенок сможет посидеть на бережку, у воды и намыть целый английский замок из песка. Не торопитесь отрывать его даже ради выдерживания времени воздушных ванн. Загляните в глаза ребенка. Там вы увидите рассказ о привидениях замка, жарких схватках, может быть, нежное чувство к принцессе, которая сидит вот в этом окошке...

Вас смущает продолжительность солнечно-воздушной ванны из упомянутой таблицы (школьники - до 30-40 минут)?

Какой-то части ребят подойдет опыт моего детства и нашей семьи. Если взять за основу положение "для школьников не рекомендуется более двух воздушных ванн в один день", то мы перекрываем его раз в пять. Другие пусть сами определят оптимум продолжительности солнечно-воздушной ванны. Он не только не угнетает детей, но даже сохраняет в них бодрость.

Загорание можно сочетать с аутогенной тренировкой - самовнушением. Дети увлекаются этим занятием, как фокусом. Проще всего им удается психомышечная тренировка: попеременное напряжение (вдох) и последующее расслабление мышц на выдохе. Это базируется на взаимосвязи мышечного и психического напряжения. "Тигр перед прыжком стальной, он весь напрягся. Тигр спящий - мягок, его лапы как плети. Сейчас ты тигр перед прыжком --вдох! Теперь ты тигр спящий выдох!"

Лучше всего начинать с определенной группы мышц. Мы расслабляемся в такой последовательности: сначала мышцы лба и глаз, затем - рта и языка, далее - шеи и рук, наконец-спины и ног. Потренировавшись, можно, не напрягая мышцы, вдохнуть - пауза - продолжительный выдох с расслаблением мышц. "Я рас-(в сознании - мышцы лба и глаз)-слаб (мышцы рта и язык)-ля (мышцы шеи и рук)-юсь (мышцы спины и ног)".

Следующее упражнение позволяет выработать чувство тепла в руках и ногах. У нас привился такой прием. На слово "т-е-п-л-е-ю" (выдох) мысленно "выдыхать" теплый воздух через руки и ноги. При этом представляешь теплую волну воздуха, которая последовательно идет через плечо, предплечье, кисти и одновременно через бедра, голени, ступни,

Почувствовав тепло в руках и ногах (а на пляже это удается быстро), переходим к следующему упражнению. На слово "и" вдыхаем, а на последующий выдох произносим про себя: "Л-ег-ч-а-ю". Ориентиром для этого ощущения служит чувство легкости после парнОй, когда ты, невесомый, ложишься в постель спать. Причем это ощущение тем выше, чем больше было цикле контрастного закаливания (жар - холод).

После освоения третьего упражнения начинается самое главное; произнесение формулы цели. Весь смысл аутогенного погружения не только расслабиться, отдохнуть, заснуть. В предсонном состоянии, (в так называемой парадоксальной фазе) можно внушить себе многое: от повышения производительности труда на работе до возможности переплыть в одиночку на резиновой лодке Атлантический океан. Последнее с успехом проделал "король" аутогенной тренировки - Ханнес Линдеман.

Жизнь поставит свои формулы-цели. А пока мы говорим о закаливании, нам и нужна его формула в соответствии с принципом N 1. Она должна отвечать личным склонностям, возможностям конкретного органи ма, особенностям региона, словарному языку закаляющегося. Формула должна быть короткой, , точной, посильной. предельно понятной именно тебе. С одной стороны, лозунг, желание, мечта; с другой стороны: сама жизнь будничная, реальная, доступная, интимная...

После такого вступления трудно что-либо и советовать. Приведем лишь два примера. Ханнес Линдеман имел две формулы цели: "Я справлюсь!" и !Курс - вест!" Он .так часто и много их повторял, что настал момент, когда на вопрос, останется ли он живым, у него появлялось безбрежное чувство уверенности в благополучном плавании через океан. А когда ему, измученному семидесятисуточным плаванием, в бреду явился африканец и спросил: "Хозяин, куда мы плывем?", - Линдеман ответил: "Курс - вест!" После этого мореплаватель пришел в себя и продолжил борьбу за жизнь.

Наши с вами цели скромнее: мы "плывем по течению жизни" и хотим "на грани удовольствия" "причалить" к закаливанию, "Теплолюбивым" мамам подойдет Формула цели: "прохладу полюбить". Всего-то ничего. Прохлада мягче холода, а понятие любви - ближе всего, пожалуй, хранительницам семейного очага. Однако масштабы этого мировоззренческого сдвига могут стать грандиозными. В идеальном случае они охватят половину взрослого трудоспособного населения. J| в руках этой половины - все будущие люди земли. А в руках этой половины - все будущие люди земли. Так, всего лишь за два поколения, любовь к прохладе (а вместе с ней к закаливанию) может стать всеобщей.

Практический опрос показал, что эта формула цели, как ни странно, подходит и бывалому "моржу". Опускаясь в прорубь, он, конечно, ощущает обжигающее объятие воды. Вспомнившееся "прохладу полюбить" прокатывается теплой шуткой по его телу. Вроде суворовской об Альпах: "Перемахнем пригорок!" "Морж" веселеет, освобождаясь от лишнего напряжения. Плавание в ледяной воде облегчается, становится "домашним",

Оба приведенных примера относятся к сиюминутной потребности. Вы вышли из помещения на улицу. В лицо ударил перехватывающий дыхание мороз. Возникшая в сознании формула "прохладу полюбить" мобилизует организм, дышать становится легче... У формулы, оказывается, есть и другой, перспективный смысл На первый взгляд она нейтральная, незадиристая, не похожа на лозунг. Это облегчает свыкание с новинкой Вскоре время покажет, что мы ощутили только макушку айсберга. "Подводная часть" формулы - как заведенная пружина. Осев в сознании, а затем и в подсознании, "граница прохлады" месяц за месяцем, год за годом начинает дрейфовать в сторону холода. Поначалу, осенью, в поиске прохлады вы остановились на демисезонном пальто. На следующий год, осмелев, обнаруживаете, что плащ греет не меньше. Принцип "постепенно" осуществляется сам по себе. Накопленный с помощью формулы-пружины опыт позволит осознать привыкание к холоду. У человека возникнет потребность углубить многолетнюю программу закаливания. В самом простом случае можно использовать слова популярной песни: "От всех болезней нам полезней: солнце, воздух вода!"

С солнца, кстати, и проще всего начать закаливание: "Пар костей не ломит!" Наше ласковое светило недаром с древности ходит в божествах. Хотите понять, почему это произошло?

Попробуйте в отпуске, отоспавшись денек-другой, начать вставать пораньше, перед восходом. Если вы уже приобщились к бегу, вам повезло. Надев кроссовки и трусы, отправляйтесь по утренней росе на самое высокое место окрестности. Пробегая мимо озера или речки, вы удивитесь утреннему молоку-туману. Он причудливо стелется над водой, окутывает подмостки, рисует вам мост-балкон, висящий в воздухе и растворяющийся где-то там, в неведомом. На бегу запахи трав, цветов, леса, настоянные на тумане, пробуждают ваш организм. Становится легко дышать. Тропинка поднимается все выше, наконец вершина холма. Вы - в ожидании. Весь мир - в безмолвии у ваших ног. Сейчас начнется чудо пробуждения природы. "Горит Восток зарею новой..." В центре ее ореола появляется рогалик малинового солнца. Чем он больше, тем светится ярче и радостнее. Когда диск выплывает наполовину, его центр светлеет и становится багряно-красным. Наконец, сформировавшись, могучий оранжевый шар с красным ободком плавно отплывает от горизонта.

Еще пять минут назад было таинственно-тихо, а сейчас окрестности приветствуют светило многоголосым щебетом,гомоном, чвиканьем. Вам хочется присоединиться к этому вдохновенному хору, вы- на подъеме, обожествляете это чудо природы - солнце, его восход.

Отправляйтесь к реке, позавтракайте -и на пляж... Ваше божественное утреннее знакомое уже не интимно, а буднично сияет над целым миром. Вам приятно нежиться на песке, то спиной, то грудью ощущая его ласку. Настает момент, когда вас начинает тянуть в воду. Вы опускаетесь в нее, ощущая всем существом другую прохладу. Вдруг словно пружина распрямляется в теле. Вы начинаете плыть, не отдавая себе отчета: куда и зачем...

Оказывается: из самого простого намерения- закаливания солнцем вы естественно приобщаетесь к контрастному (ударному) закаливанию. Судите сами. Упомянутая таблица дает наибольшую разницу температур контрастного обливания для школьников: 4-|2оС. Термометр на солнце покажет не меньше +40оС, в воде--около 20оС,разность 20оС. Вот ваши мышцы и начали энергично работать, почувствовав прохладу воды.

Поплавав, вы направляетесь к кругу отдыхающих, .головами которых звенит волейбольный мяч, или углубляетесь в интересную книгу, припасенную на отпуск, или занимаетесь с ребенком. День за днем такое закаливание превратит вас в поджарого бронзового атлета из "римской школы гладиаторов". К концу отпуска заход в прохладную воду станет привычным, плавание - продолжительным. На повестку дня станет вопрос: "Как продолжить закаливание?"

Парная

Осенью, зимой, весной нет недостатка в холоде. Даже балкон превращается на этот период в сезонный холодильник. А вот поиск тепла, прогрева, желание и дальше тренировать теплоотдачу (физическую терморегуляцию) приведет вас в парную. Поскольку это искусственная форма закаливания (в отличие от пляжа), вы почувствуете приобщение к таинству с многовековым стажем. Особенно впечатляются ребята. Войдя в парную, они видят и здесь и там мужчин в их первозданном виде. В руках большинства из них - банные веники. Во время подбрасывания в печку небольших порций воды они замирают, словно часовые на границе. Потом, после паузы, как по команде, начинают нещадно хлестать себя вениками, поохивая и подбадривая себя веселыми репликами.

Хотя в мире и популярна финская баня (сауна), но это - родная сестра русской бани, оперативно рекламируемая и поставленная на производственный поток. В 1984 году в издательстве "Медицина" вышел сборник "Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях". Большинство сведений, излагаемых ниже, - из этой книги.

Итак, сауна имеет относительную влажность -до 15 процентов, русская баня - выше 15 процентов. При низкой влажности легче переносятся высокие температуры и интенсивнее выделяется пот. Вот и все отличие. Температура воздуха у потолка сауны достигает +100оС. У пола она колеблется около +40оС. Если полок три, то соответственно и распределяется перепад температур: на каждую полку - 20оС. Нагрузка сауны на организм равна приблизительно 100 Вт. Для сравнения заметим, что за час пребывания под прямыми солнечными лучами тело получает энергию в 1650 Вт. При увеличении температуры сауны и стабильной влажности возрастает количество отрицательных ионов, благотворно влияющих на работу организма.

К этому стоит прибавить и введение в парилку настоя различных трав (эвкалипта, душицы, мяты), и массирующее действие веника. В настоящее время считают, что положительное воздействие сауны связано с применением контрастных температур. При высокой температуре минимальный объем кровотока возрастает в четыре раза, а кровоток в верхних конечностях достигает 150 мл/мин, то есть увеличивается в 70 раз.

В парилке передний центр гипоталамуса (физическая терморегуляция) перестраивается на увеличение теплоотдачи, а задний центр его (химическая терморегуляция) - на уменьшение теплопродукции. Повышается я образование катехоламинов ("гормонов удовольствия"), стимулируется функция системы "гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников". Это приводит к расширению сосудов кожи, подкожной клетчатки, органов дыхания и, как следствие, к увеличению потоотделения.

Авторами книги, среди которых мне хочется выделить Крамских В. Я., указывается и на наличие аэробного эффекта во время банной процедуры. Через полчаса пребывания в парной временный резерв кислорода и напряжение углекислоты в альвеолярном воздухе достоверно увеличиваются.

Авторы дают рекомендации по методике приема тарной. Длительность пребывания в парилке - около ВО минут. Однако в действительности мы наблюдаем значительные отклонения у разных людей, и не так уж редко в меньшую сторону. Поэтому упомяну еще раз наш семейный принцип: "на грани удовольствия", а для детей: "с удовольствием!".

В первый раз на необходимость посещения парной семьей мы "набрели" после рассказа моего сослуживца о следующей картине. В парилке он неожиданно увидел симпатичного седого великана-старика с окладистой бородой. Тот был, видимо, с внуком - шустрым дошкольником с живыми вдумчивыми глазами. Беседа умудренного жизнью с начинающим ее велась на равных: размеренно и с уважением друг друга. Пошлепав нежно веником внука, "Илья Муромец" подставлял ему свою спину. Мальчик хлестал всерьез, прислушиваясь к добрым низким возгласам дедушки: "Вот так, хорошо!", "Вот так, самый раз!"

Ну как после такого рассказа не пойти в парную с сыном! Тем более оказалось, что она прерывает напряженную рабочую неделю и детей, и взрослых... В понедельник, с трудом поднявшись, иногда пропустив и бег, вы отправляетесь на работу. Хочется в первый рабочий день недели все разложить по полочкам, убрать "хвосты" предыдущей недели и вписаться в график дел. Расписываете день по минутам: "Позвонить в Свердловск, обеспечить финансирование Красноярску на научно-исследовательскую работу по метрологии горных работ, проработать проекты методических указаний по нормам точности аналитических измерений..."

Звонок из секретариата: приглашают на оперативное совещание. Оно затягивается за обеденный перерыв. Поднимаешься к себе на 21-й этаж уже ждут посетители из Норильска. Ну как не помочь с приобретением образцового измерительного оборудования, когда даже в официальном документе - приказе директора комбината - есть слово "материк". Действительно: основное оборудование, продовольствие и материалы завозят в город-остров в летний период навигации.

Оставшуюся половину дня наверстываешь упущенное, но в два раза поднять производительность труда не удается. Остаться бы ка вечер, да с детьми надо позаниматъся: им жить и работать в 21-м веке.

Вторник получается еще напряженнее. Вчера, в понедельник, подчиненные, спланировав свою работу, ставят перед тобой задачи твоего уровня: "отвоевать" помещение для лаборатории, принять меры к объединениям, в которых метрологию путают с метеорологией... Даже к детям попадаешь позже: вторник - политзанятия.

Среду встречаешь поджав губы. Планы летят в тартарары. Начинается "химия и жизнь": "эти вопросы могут подождать, буду решать самые важные". Ответная реакция от тех, чьи вопросы "залежались": "Мы к вам обращаемся раз в год, а вы не решаете..."

К концу дня, если нет партийного собрания, рвешься домой: сегодня у нас с детьми оздоровительное мероприятие-парная!

Ребятам тоже несладко. После летней вольности - многочасовые сидения за партой в школе, затем обед, короткий отдых... и сидения за уроками дома допоздна.

Почему-то педагоги думают: чем больше зададут на дом, тем выше успеваемость. И только счастливчикам в Донецке,у Шаталова, в Реутове, у Волкова, в Ленинграде, у Ильина (и кое еще у кого по необъятной России),- только некоторым удается заглянуть в глубину предметов, а не нестись по их поверхности, как на водных лыжах...

Короче, к концу среды малыши уже измочалены, как спящий тигр", и ждут парную как воскресения. В двойном смысле: выходной день и воскрешение своих сил. Встречаемся у кассы, входим в предбанник. Уже здесь царит своеобразная атмосфера приподнятого настроения. Встречаются знакомые лица, улыбки, приветствия, шутки. Обстановка уникальная: не как в транспорте, магазине или на работе - ощущаешь доброжелательное, проникновенное отношение.

Раздеваетесь, проходите в парную. Первый наплыв жары щурит ваши глаза, опускает вам голову. Через минуту-другую притерпеваетесь, начинаете неторопливый диалог, к концу которого ощущаете: хватит - уже безразлично. После охлаждения заходите вновь и вновь. Настроение незаметно идет вверх. Растворяется, как утренний туман, тревога за образцовое оборудование для Норильска: "Эталон" все равно выделит, докажем. Сияют глаза и у вашего сына. Сосед по полке начинает петь песню голосом Аллы Пугачевой: "Без меня, тебе, любимый мой, Земля мала, как остров..." Вошедший "новенький" оторопевает: может, он попал в женскую парилку? Ему навстречу идет полный, добрый "дяденька" с усами, неторопливо поясняет: "Пугачева парится..."

Мыться не торопимся: мыло смывает кислую реакцию кожи, имеющую противомикробное значение. В конце бани-праздника наступает фаза торжества: пьем чай. Ограничение жидкости может вызвать задержку шлаков в организме и способствовать образованию камней в почках, привести к усилению процесса тромбообразования. Кроме того, с потом из организма выводится много минеральных солей. Поэтому, в отличие от обычного, домашнего, банный чай стараемся делать из "букета"; добавляем тертой с сахаром облепихи, тертой смородины, лимон, мед, настой трав "для закаливания", На 250 граммов обычного чая добавляем две столовые ложки сухой травы зверобоя и мяты, по одной столовой ложке чебреца и валерианы. Завариваем смесь как обычный чай.

При потере с потом магния икры ног может сводить судорога. Поэтому для восполнения магния едим чернослив или пьем овощные соки...

В неторопливых задушевных беседах узнаем многое из того, что прочитали в "Сауне". Знакомые подтверждают, что банная процедура - средство неспецифической терапии. "Лечебное воздействие бани основано на устранении функциональных сдвигов в организме, в частности - на повышении резервов кардиодинамики, микроциркуляции, иммунной реактивности".

Показания к сауне: нарушение кровообращения, колебания артериального давления. При высокой температуре парной сосуды расширяются, давление крови падает. Поэтому, говорится в книге, сауну используют при лечении гипертонической болезни 1-ПА стадий. Даже после перенесенного инфаркта через 3-6 месяцев разрешается посещать сауну. Кроме того, сауна показана при расширении вен, облитерирующем эндартерите и тромбозах. Детям сауна помогает избавиться от угрей, обладает антиаллергическим эффектом и используется при нарушении роста. Последнее связано с тем, что в результате парной процедуры уровень гормона роста увеличивается в крови до 163 процентов...

Домой идем облегченные, как в детстве-с пляжа. Спать ложишься невесомый и умиротворенный. Утром, в четверг, полон жизненной силы и энергии. Тебя не Смущает на работе приглашение на внеочередное совещание. Темп работы возрастает. Такое впечатление, что контактирующие с тобой по метрологии люди подустали к концу недели. У тебя же, напротив, появляется "второе дыхание". За четверг и пятницу успеваешь развязать часть узлов, казавшихся трудноразрешимыми.

Если вы используете сауну в лечебных целях, то рекомендуется еще раз, например в воскресенье, повторить процедуру. Причем не обязательно рваться в ба|ню с сухим паром.

Я мылся и в Финляндии в саунах, и в московских парных, и в урюпинской бане с мокрым паром из тру|бы, и в Ташкенте, в турецкой бане на подогретых Мраморных лежаках. Везде своя прелесть. В урюпинском мокром паре стоишь, окутанный как привидение, и наслаждаешься запахом дубового веника из местного лесa. В турецкой бане нет ни того, ни другого пара. непривычно. Ложишься на мраморный лежак- чуть теплый до сравнению с полками сауны. Но уже через несколько минут с тебя начинает катить пот, как в жаркий день на пляже. Лечебный эффект бань как раз и основан на контрасте температур, на циклах: нагрев - охлаждение. Поэтому в иных случаях стоит воспользоваться и "баней в рюкзаке" -компактным устройством из домашнего пылесоса, шланга и полиэтиленового плаща. У космонавтов, например, на орбите в течение долгих шести месяцев это- единственный вид "посещения парной". Устанавливаете над плитой шланг-заборник, включаете пылесос (без фильтров) и по шлангу-нагнетателю вам под плащ-палатку поддувается горячий воздух. Голова- наружу. Через минуту-другую вы распаритесь, можете устраиваться в ванну с холодной водой. Быстро, эффектно, снимает усталость, возрождает силы. Наверняка в ближайшее время на прилавках магазинов появятся промышленные образцы этих устройств,

Физиотерапия

Солнце зимой могут заменить искусственные источники излучения устройства физиотерапии. Снова я обращаюсь к семьям Севера, прежде всего норильчанам. Дорогие мои "островитяне"! До поездки к вам, помня о вас, понимал значение домашней физкультуры, прежде всего "стадиона в квартире", для вас и ваших ребят. После поездки к вам я ощущаю постоянную ответственность перед Норильском - этим заполярным бастионом цветной металлургии. Любое полезное новшество физической культуры должно начинаться с вас.

Ваше солнце прекрасное. Я наблюдал его в течение двух июльских недель: и днем и ночью. Это был жаркий полярный день 1984 года. Асфальт плавился под ногами, на небе - ни облачка, скудная городская растительность. Меня не покидало ощущение, что я уже видел подобную картину... Казалось, заверну за угол и увижу гостеприимную шашлычную под открытым небом... Да, вспомнил! Сходная картина наблюдалась за тысячи километров от вас, в городе Чимкенте (дословно: каменный город), рядом с Ташкентом.

Там солнце, накалив атмосферу за день, круто ныряло за горизонт. У вас же оно лишь приближалось к нему на какое-то время и неумолимо шло вверх. Словно гигантский атлант крутил хулахуп вокруг Земли. Или солнце само, соскучившись по необычайной красоты Заполярью, наверстывало упущенное за долгую полярную ночь.