Вопрос №4 Прямые и косвенные методы гос. регул-ния

Классификация государственных регуляторов предполагает выделение 2 форм и 2 методов регулирования экономики: 1) прямая форма государственного регулирования, включает группу прямых методов; 2) косвенная форма государственного регулирования, включает группу косвенных методов.

Прямые методы государственного регулирования — методы государственного административного воздействия на производство товаров и услуг, в т.ч. формы требования государством обязательны для исполнения всеми товаропроизводителями, независимо от их форм собственности.

Косвенные методы предполагают создание условий для заинтересованности товаропроизводителей для осуществления намеченных государством целей.

Прямые методы включают: 1) формирование и реализация государственных программ; 2) предоставление субвенций для реализации целевых программ и высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Субвенция — строго целевое выделение ресурсов для реализации программ и проектов. Дотация — предоставление ресурсов без указания определенного значения. Дотации и субвенции в сумме образуют субсидии — ресурсы, предоставляемые с вышерасположенного уровня на нижний; 3) лицензирование и квотирование. Квоты — лимит чего-то или предельный уровень. Выделяют импортные и экспортные квоты. Лицензирование — важнейшая форма государственного регулирования определенных видов деятельности. 4) нормирование и стандартизация — государство устанавливает стандартные нормы деятельности, к которым должны приводится все участники рыночной деятельности 5) административные методы — демонополизация экономики; 6) государственный бюджет — через него в разных странах перераспределяется около 40% национального дохода.

Косвенные методы: 1) размеры налоговых ставок; 2) налоговые льготы; 3) таможенные пошлины; 4) кредитные ставки; 5) инвестиционный налоговый кредит Он предполагает освобождение предприятия на определенный период времени от некоторых налогов, но впоследствии эта часть должна быть возвращена как правило по льготной или беспроцентной ставке; 6) налоговые каникулы.

Используется сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования экономики.

Кейнсианская теория предложила оптимальное сочетание государственного вмешательства и частной инициативы. Для реализации своих функций должна быть государственная собственность на природные, финансовые ресурсы, основные фонды.

Государственный сектор — объем вмешательства государства в экономическую жизнь. Для характеристики мощности государственного сектора существуют такие критерии как доля государственного потребления ВВП, доля занятых на промышленных предприятиях, доля продукции, производимая на промышленных предприятиях с государственной собственностью.

Вопрос №5 Планирование основных пропорций соц-экон. развития

Стадия обоснования основных пропорций.

На стадии обоснования основных макропропорций социально-экономического развития должны быть рассчитаны следующие показатели:

ВНП = ПНД + СУ + А , где ВНП — валовой национальный продукт; СУ — стоимость платных услуг; А — амортизация;

ВВП = ВНП + СЭИ , где ВВП — валовой внутренний продукт; СЭИ — сальдо между экспортом и импортом.

ПНД = НД + СЭИ + П , где НД — используемый национальный доход; П — потери.

НД = ФП + ФН, где ФН — фонд накопления; ФП — фонд потребления.

Фонда потребления — это та стоимость, которая возвращается на простое воспроизводство, а фонд накопления — это те средства, которые расходуются на расширенное воспроизводство.

ФП = ФЛП + МЗСО + МЗНУ , где ФЛП — фонд личного потребления; МЗСО — материальные затраты сферы обслуживания; МЗНУ — материальные затраты научных учреждений. В то же время МЗНУ представляют собой ту часть национального дохода, которая должна пойти на науку в рамках фонда потребления.

ФЛП должен рассчитываться на основе рациональных потребительских бюджетов.

ФЛП = РПБ*ЧН , где РПБ — рациональный потребительский бюджет; ЧН — численность населения.

ФН = ФПН + ФНН , где где ФПН — фонд производственного накопления; ФНН — фонд непроизводственного накопления.

Фонд производственного накопления предназначен для расширенного воспроизводства в материальной сфере, а фонд непроизводственного накопления включает средства, которые необходимо инвестировать в непроизводственные объекты.

ФПН = ∑(от 1 до n) Сi*(НВФi — ФФВi)*ЧРi , где n— количество отраслей; Сi — удельная стоимость прироста единицы фондовооруженности (ФВ); НФВi — нормативная ФВ i-той отрасли; ФФВi — фактическая ФВ i-той отрасли; ЧРi — численность работников i-той отрасли;НФВi ФФВi = ориентир для увеличения ФПН.

ФНН = ∑(от 1 до n) Сi*(НОi — ФОi)*ЧНi , гдеN — конечное число административно-территориальных единиц или социально-демографических групп; Сi — удельные затраты на единицу прироста основных непроизводственных фондов; НОi — нормативная обеспеченность объектами непроизводственной сферы на одного жителя или одну демографическую группу;ФФВi — фактическая обеспеченность объектами непроизводственной сферы на одного жителя или одну демографическую группу; ЧНi — численность населения.

Данные балансы во всем мире и в РФ оформляются в виде системы национальных счетов (СНС).

СНС — адекватная рыночная экономическая методология, включаемая на макроуровне систему взаимосвязанных планируе6мых и статистических показателей, построенных в виде определенного набора балансовых таблиц.

СНС включает систему счетов: 1) счет товаров и услуг; 2) счет образования доходов; 3) счет распределения доходов; 4) счет операция с капиталом и т.д.

Данная система похожа на б/б на уровне промышленных предприятий.