Волжская Булгария: социально-политический строй, экономика

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер. Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом “эмир”. В то же время некоторые авторы по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином “малик”, означающим царя.

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными.“Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества”. Это “отчисление” конкретизируется как “сахрадж медового набиза”, т. е. ковш или кубок напитка из меда, кроме того, еще какое-то количество пшеницы. Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения разными государственными повинностями.

Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства. Это – небольшие городища площадью в среднем 3–4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии–ислама–в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране. Обращение к первоисточникам, располагая их в хронологическом порядке, не оставляет сомнений в этом.

О распространении у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно найти интересные сведения и в русских летописях в связи с историческим событием 986 года, когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина... По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”. После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. Короче, не понравилось киевлянам у мусульман, приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

Известный испано-арабский путешественник XII века ал-Гарнати, посетив Волжскую Булгарию в 1135 и 1150-е годы, передает следующий рассказ, который прочитал там в книге местного историка Йакуба ибн-Нугмана “История Булгарии”. Согласно этому рассказу, один факих – проповедник мусульманства, приехавший из Бухары, хорошо знавший также медицину, взялся лечить булгарского царя и его жену при условии, что они примут его веру; “они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны”. Имя этого проповедника и годы его прибытия не указаны в этой книге. Судя по тому, что речь идет о проповеднике, приехавшем из мусульманской страны, а также о принятии ислама всем народом вслед за своим царем, можно предположить, что этим факихом был Ибн-Фадлан; к тому же именно он приехал в Булгарию через Бухару. А период пребывания самого ал-Гарнати в Волжской Булгарии – это время еще более сильного распространения мусульманства в этой стране. Более того, сами булгары и жители Сувара даже держали в Саксине, городе на Нижней Волге, отдельные кварталы с соборными мечетями. В целом, ислам утвердился в Волжской Булгарии в качестве общегосударственной, господствующей идеологии.

Однако в той же Булгарии, особенно в ее начальный период, сохранялось еще и язычество. С язычеством впервые встретился там Ибн-Фадлан, который запечатлел его в своих рассказах. Например, человека, который кого-то нечаянно убил, наказывают таким образом: его кладут в ящик, туда же помещают для него еду (“три лепешки и сосуд с водой”), заколачивают ящик и вешают его на столбы, где он медленно умирает. Или вот еще одна языческая форма похорон: умирает человек и его временно оставляют в его же юрте. К ее двери подходят мужчины и начинают громко и горько плакать. Ибн-Фадлан говорит, что это свободные люди, т. е. свободные от исламских канонов. Когда завершается их плач, являются рабы и начинают сильно бить себя кнутом. Потом у двери юрты умершего водружают знамя. После похорон вокруг могилы складывают его оружие и продолжают оплакивать умершего в течение двух лет. После окончания этого срока знамя снимают, и родственники “созывают званый пир” – устраивают поминки. Если у него была жена, то после этого она получает право вторично выйти замуж. Ибн-Фадлан замечает, что весь этот обряд совершается, если умерший был “из главарей”. Простолюдина же хоронят, соблюдая лишь часть обряда.

Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством. Основу ее экономики составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Сельское население занималось земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Из деревни в города поступали не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа.

Земледелием булгары занимались с большой охотой и очень продуктивно.Они выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, просо, рожь, чечевицу, овес и другие сельскохо­зяйственные культуры.

Для успешного занятия земледелием булгары создали целый набор сельскохозяйственных орудий. Волжская Булгария была страной высокоразвитого плужного земледелия. Вспашку производили с помощью железного плуга и лошади. Плугов было несколько типов: сабан (тяжелый плуг), плужный нож, сошник. Хлеб убирали серпами. Булгары-землепашцы оставляли весь урожай себе. У царя не было на него никакого права, кроме лишь того, что земледельцы платят ему в каждом доме от каждого шкуру соболя.

Запасы зерна хранили в специальных зернохранилищах. Излишки зерна землепашцы продавали. На базарах булгарских городов в любое время года можно было купить зерно по низкой цене. Булгары вели оживленную торговлю хлебом и с другими странами. Зерно перевозили на больших грузовых судах. Такие суда назывались насады. Особенно много хлеба вывозили в Северо-Восточную Русь. В голодные годы булгары всегда оказывали помощь русским. Так, например, в 1024 году булгары продали большое количество хлеба. В 1229 году булгарский князь подарил 30 насадов хлеба московскому князю.

Скотоводством булгары занимались издревле. Ведущее место принадлежало овцеводству. Кроме того, разводили коров, быков, коз. Особой любовью у булгар пользовались лошади. На них они воевали, с их помощью вспахивали землю, возили грузы и т.д.

В волжских и камских водах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны.

Значительное место в экономической жизни Волжской Булгарии занимало ремесло, находившееся на сравнительно высоком уровне. Оно отделилось от сельского хозяйства. Основная масса ремесленников была сосредоточена в городах.

Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработка. Ремесленники, работающие по металлу отправляли выплавленное железо в кузнечные мастерские.

Кузнецы подразделялись на несколько подгрупп в зависимости от того, какие изделия они изготавливали.

"Черные" кузнецы ковали крупные железные предметы: лемехи для сабанов, топоры, резаки для плугов и т.п.

Кузнецы-оружейники занимались изготовлением боевого оружия. Булгарские оружейники делали кольчуги, шлемы, мечи, узкие клинки вроде шпаги, булавы, железные наконечники копий и стрел.

Кузнецы-бытовики изготавливали огнива, замки, ключи, ножницы, чаши для весов, гири, сковороды, цепи и многое другое.

Успешно развивалась и цветная металлургия. Медники и бронзолитейщики выпускали различные медные котлы, кумганы, мелкие литые зеркала, чаши, подносы, а также подвески, пуговицы и т.п.

Булгарские ювелиры умели изготавливать изумительные украшения из золота, серебра, цветных драгоценных камней. Мастера владели всеми тонкостями своей профессии. Они знали технику скани, зерни, чернения серебра, широко и умело применяли технику гравировки, чеканки, золочения, инкрустирования драгоценными камнями.

К числу основных производств Волжской Булгарии относилось и гончарное ремесло. Булгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались большим спросом на обширных территориях Восточной Европы.

Булгары умели изготавливать как сырцовый, так и обожженный строительный кирпич. Это была квадратная плитка толщиной 4,5-5 см. После обжига получался красный кирпич.

Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Булгарские ремесленники обрабатывали чаще всего кости домашних животных. Они изготавливали в большом количестве наконечники стрел, различные рукоятки, гребни, талисманы, бусы, пуговицы и т.п. Многие предметы из кости украшали орнаментом, тщательно шлифовали, а иногда окрашивали в разные цвета.

Крупное и хорошо налаженное скотоводство давало булгарам большое количество кожи. Булгарские ремесленники умели очень качественно обрабатывать кожу. Во многих странах Востока и Запада славилась сафьяновая кожа "булгари", секрет изготовления которой был известен только булгарским мастерам. Из нее шили мягкие дорогие ичиги (сапожки), кошельки. Из других сортов кожи изготавливали в большом количестве сайдаки (футляры для лука), сапоги для повседневной носки, конскую сбрую и т.д.

У булгар широкое развитие получило ткачество и прядение. Об этом свидетельствуют находки свинцовых, медных и глиняных прясел для веретен. Булгарские ткачи в большом количестве изготавливали шерстяные ткани для одежды, прекрасные войлоки для покрытия юрт, а также войлочные паласы, шапки и т.п.

Также булгарские мастера занимались изготовлением деревянных изделий. Они делали из дерева небольшие столы, посуду, повозки, рукоятки для орудий труда. В большом количестве они делали древки для стрел и копий, луки и т.д.

В Х веке в двух городах Биляр и Сувар чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей(902-908гг). Но в XI–XII веках чеканка прекращается. Этот период называют безмонетным.

Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градостроительство. Укреплялись и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий город), Булгар, Ошель, Сувар, Нохрат. Возникли новые: Казань, Кашан, Джукетау, Кременчук, Мардан и другие.

В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля), но и страной городов - “Гардарика”.

В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля.Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы - магистральных водных путей Восточной Европы - еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. За это правитель гарантировал иностранным торговцам полную безопасность в пределах своих владений. Поэтому они охотно приезжали в Булгарию.

Иностранные и булгарские купцы вывозили из Булгарии меха и шкуры животных; вооружение: стрелы, мечи, кольчуги; сафьяновую кожу "булгари"; белужий клей, который изготавливали из плавательного пузыря белуги и употребляли для осветления вин; воск и мед; бобровую струю-пахучую жидкость, образующуюся в кожистых мешочках бобра и употребляемую при изготовлении лекарств, духов, дорогого светло­го мыла; рыбьи зубы; клыки моржей (в Хорезме из них изготавливали расчески); березовую древесину и др.

Особенно высоко ценился в арабских странах мех черной лисицы (чернобурка). Мех одной черной лисицы стоил 1000 золотых монет.

7.Волжская Булгария: внутренняя и внешняя политика. Завоевание Волжской Булгарии

 

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень “эль” у древних тюрков означал общину, союз племен, государство или страну (современная его форма “ил” у тюркских народов также означает страну). Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом “эмир”. В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином “малик”, означающим царя.

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными.

Ибн-Фадлан обратил внимание еще на такой факт: “Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества”. Это “отчисление” арабский путешественник конкретизирует как “сахрадж медового набиза”, т. е. ковш или кубок напитка из меда, кроме того, еще какое-то количество пшеницы. Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения разными государственными повинностями.

Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства. Это – небольшие городища площадью в среднем 3–4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии–ислама–в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране. Обращение к первоисточникам, располагая их в хронологическом порядке, не оставляет сомнений в этом. Приведем всего несколько примеров. Современник Ибн-Фадлана, уже известный нам ал-Балхи писал: “Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам”. Выдающееся персидское сочинение конца Х века “Худуд ал-алам” (“Границы мира”) население Волжской Булгарии также назвало мусульманами.

Вслед за установлением торговых связей Волжская Булгария налаживала и политические связи со многими странами и народами.

В начале X века Булгария установила политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Возникли и укрепились культурные связи с южными и юго-восточными народами, что благотворно влияло на развитие булгарской культуры.

Тесные экономические, культурные и политические взаимоотношения Волжская Булгария имела с Русью. Между ними велась оживленная торговля. Имеются сообщения о заключении между Киевской Русью и Булгарией в 1006 году торгового договора. Незадолго до заключения этого договора, в 986 году, булгары предлагали киевскому князю Владимиру принять ислам, но он отверг это предложение.

Мирные экономические и культурные связи нарушались войнами, что было обычным для того времени. Столкновение интересов приводило к военным походам с обеих сторон.

Тяжелые последствия для Булгарии имел поход русских князей в 1220 году. В результате этого похода полностью был разрушен Ошель — центр племени аскел, который после уже не восстанавливался. Перед монголо-татарским нашествием Северо-Восточная Русь и Волжская Булгария установили добрососедские отношения. В 1229 году мир был подтвержден и состоялся обмен пленными.

Связи между русскими княжествами и Булгарией имели своим следствием влияние русской культуры на булгарскую, а последней — на русскую.

Завоевание Волжской Булгарии. В 1223 году после победы над русскими и кыпчаками в битве на Калке, монгольское войско Субэдэя и Джэбэ вторглось в южнорусские земли, но затем повернуло на северо-восток, к Волжской Булгарии, которая также была целью их первого похода в Европу[1]. Монголы были разбиты, что стало одним из первых случаев, когда армия Чингисхана потерпела поражение. Булгарское войско организовало засаду и разгромило силы Субэдэя в битве при Самарской Луке, почти всё монгольское войско было уничтожено. Монголы вернулись в 1229 году под командованием Субэдэя и Кокошая, посланных новым великим ханом Угэдэем. Они разбили пограничный отряд булгар на реке Урал. Несколько лет спустя, в 1232 году, монгольская кавалерия покорила юго-восточную часть Башкирии и заняла южную часть самой Волжской Булгарии. Наступила стратегическая пауза, когда монголы не были готовы атаковать булгарскую столицу, но и булгары не могли перейти к активным действиям и изгнать их со своей земли. На монгольском курултае 1235 года было принято решение усилить корпус Субэдэя силами всех улусов, и новое монгольское вторжение в Волжскую Булгарию произошло осенью 1236 года. Численность монгольского войска в 120-150 тысяч является у историков наиболее популярной. Монгольские войска во главе с Батыем осадили и захватили Биляр, Булгар, Сувар, Джукетау и ряд других городов и укреплений Волжской Булгарии. Часть жителей была убита или продана в рабство, другая часть жителей бежала на север в непроходимые лесные массивы. Некоторые булгарские беженцы, укрывшиеся в западных землях, где они были известны как искусные мастеровые, в том числе и как ювелиры и как резчики по камню, были приняты владимирским князем Юрием Всеволодовичем и размещены в городах на верхней Волге. Во время монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237/38), булгары под предводительством знати восстали. Но основные силы монголов, вернувшиеся в Среднее Поволжье следующей зимой, сумели подавить восставших булгар и их вассалов. Волжская Булгария вошла в состав Улуса Джучи, позже ставшего известным как Золотая Орда. Она была разделена на различные «княжества», затем каждое из них стало вассалом Золотой Орды и получило некоторую автономию. Основная часть булгарского населения была вынуждена перемещаться на северо-запад и северо-восток, концентрируясь на территории северных районов современных Чувашии и Татарстана, южных районов современной Удмуртской Республики. Большинство булгар селилось вдоль Волги и Камы, в том числе в окрестностях города Казани, который был основан ими ранее в качестве северного форпоста булгарского государства, а в итоге стал новым культурным и политическим центром - ядром государства, получившего впоследствии известность как Казанское ханство. Казань стала не только культурным и политическим, но и новым торговым центром всего волго-уральского региона. Некоторые города, такие например как Булгар или Джукетау, были восстановлены, но былого могущества уже не достигли. Степные районы Волжской Болгарии осваивались различными кочевыми в основном тюркскими племенами, которые впоследствии откочевывали в степи современного Казахстана и Средней Азии. В конце 15 — начале 16 веков одна из таких орд во главе с Шейбани-ханом продвинулась в Среднюю Азию, с чем связано появление этнонима «узбек», который закрепился в данном регионе после ассимиляции пришедших сюда кочевых дештикипчакских узбеков с частью местного населения. Некоторые булгары, прежде всего мастера и ремесленники, были насильственно перемещены в Сарай и другие города Золотой Орды. В середине XIV века некоторые княжества Волжской Булгарии стали более независимыми и даже вводили свои собственные деньги. Княжествами стали править булгарские эмиры. В 1430-е годы Болгарское царство под предводительством Улу-Мухаммеда стало независимым от Золотой Орды. В 1440-е, все земли с населением бывшей Волжской Булгарии были включены в Болгарское царство, его ханы, как и в остальных улусах Золотой Орды, принадлежали к династии Джучи. Ханство также включало в себя марийские и чувашские земли, а правители башкир, удмуртов, мордвы считались вассалами Казани. Это были народы, которые традиционно находились под экономическим и культурным влиянием Волжской Булгарии.