Первобытный строй.

В первой формации выделяются две эпохи.

а) Дикость.Это – эпоха формирования человека современного физического типа и становления родового строя. Ее признаки:

Производительные силы.Орудия труда из дерева, кости и камня; использование огня, лука и стрел. Присваивающий характер хозяйства - собирательство, охота, рыболовство. Отсутствие излишков, т.е. прибавочного продукта. Половое разделение труда: мужчины – охота и рыболовство, женщины – домашнее хозяйство.

Производственные отношения. Коллективная собственность на средства производства («кормовая территория»), совместные труд и потребление. Равноправие полов; отсутствие классов.

Власть.Первоначальные кровно-родственные орды к концу эпохи преобразовались в племена, организованные в материнские роды (кровные родственники по материнской линии).

б) Варварство.Это – эпоха расцвета и разложения родового строя. Ее признаки:

Производительные силы.Использование металлов – сначала меди и бронзы, а затем – же-

леза. Возникновение производящего хозяйства – животноводства, земледелия, ремесла; появление излишков. Первое общественное разделение труда – выделение пастушества из присваивающего хозяйства. Второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Возникновение регулярного обмена.

Производственные отношения.Сохраняется коллективная собственность на землю, но возникает частная собственность на скот и продукты труда. Хозяйственными единицами становятся сначала дворовые общины (объединяющие несколько семей), а затем – семьи. Возникают эксплуатация и классы. В семье утверждается господство мужчины: первое классовое угнетение – это порабощение женского пола мужским. Появляются классы рабовладельцев и рабов (из военнопленных), а затем – богатых и бедных среди свободных.

Власть.Материнский род сменяется отцовским (родственники по отцовской линии). Возникает военная демократия, т.е. сосуществование трех властей – военачальника, совета и народного собрания воинов-мужчин. Грабительские войны становятся постоянным и почетным занятием. Родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей и соплеменников.

На формирование взглядов Маркса и Энгельса на первобытный строй оказала влияние книга Льюиса Генри Моргана (1818-1881 гг., США) «Древнее общество».