Возникновение ислама

Создателем ислама считается житель города Мекки (Аравийский полуостров) Мухаммед (570-632 гг.). Он призывал верить в одного бога (Аллаха) и считал себя его пророком (избранником). В 622 г. произошла хиджра, т.е. переселение Мухаммеда в город Ятриб, получивший название Медина («город пророка»). Здесь возникла мусульманская община (умма) во главе с Мухаммедом, объединившая оседлых и кочевых арабов. В 630 г. Мекка признала Мухаммеда; главной святыней ислама стал «черный камень» храма «Каабы» в этом городе. Ислам не только религия; на нем основано мусульманское право – шариат.

Важнейшие центры исламского мира

В VII-VIII вв. арабская исламская община завоевала Иран, Среднюю Азию, Синд (долину Инда), Закавказье, часть Ромейской империи (Сирия, Палестина, Египет, Африка), королевство готов в Испании. Во главе общины после смерти Мухаммеда стояли его заместители-халифы, поэтому госуданачало XVI вв.), Османская империя или Турция (Малая Азия, Балканы; с XIV в.). В этих государствах наряду с мусульманами (муслимами) проживало и неисламское население (кяфиры, гяуры) - христиане (Испания, Египет, Турция), иудеи (везде), индуисты (Индия), зороастрийцы (Иран). Немусульмане занимали более низкое общественное положение – платили больше налогов и т.д.

Социальные отношения

Для разных стран исламского мира были характерны следующие общие черты.

Хозяйство

Сосуществовали оседлое хозяйство и кочевое скотоводство. Оседлое население в сельской местности занималось пашенным ирригационным земледелием и скотоводством. Города были административными центрами и средоточиями ремесла и торговли, которые регламентировались государством; ремесло было организовано в цехи. Крупнейшие города – Бухара, Самарканд, Багдад, Дамаск, Каир, Кордова. Основу общества составляли мелкие хозяева (крестьяне, ремесленники, торговцы, пастухи), жившие своим трудом. Крупные и средние собственники использовали труд рабов, издольщиков (работавших за долю урожая), кочевников-арендаторов (пользовавшихся чужим скотом за отработки), наемных работников. В оседлом хозяйстве землевладение было частным (мульк); в кочевом – пастбища являлись родовой и племенной собственностью, а в частной находился скот.