Крестьянские повинности

Крестьяне вели свое хозяйство и выполняли в пользу господина повинности: 1) отработочные – работы в собственном хозяйстве землевладельца; 2) натуральные - поставки продуктов крестьянского хозяйства (продовольствие, ремесленные изделия); 3) денежные – выплаты деньгами. Первоначально хозяйство крестьян было натуральным, т.е. почти все необходимое они создавали сами (продовольствие, предметы быта). Переход к денежным платежам заставил крестьян продавать часть своих продуктов на рынке. Землевладельцы также поставляли на рынок продукты господского хозяйства.

Категории крестьян

Крестьяне поместья делились на: 1) Свободных (вилланов), которые могли уйти из поместья; они находились в поземельной (экономической) зависимости от господина. Их поземельные повинности были определены (фиксированы). 2) Крепостных (сервов), которые находились в личной зависимости, т.е. не могли уйти от господина без его разрешения. Наряду с поземельными они выполняли личные повинности – платили поголовный сбор, побор на наследство («мертвая рука») и др.

В поместье были и профессиональные ремесленники, которые обслуживали господина; они могли быть свободными и крепостными.

Город

Возникновение городов

Оживление внешней торговли способствовало появлению торгово-ремесленных поселений, жители которых объединялись в общины. Они стремились получить право города, т.е. добиться личной свободы и самоуправления. В результате борьбы с правителями-сеньерами (королями и князьями) возникли три типа городов: 1) «города буржуазии», где власть делилась между общиной и сеньером (Лондон, Париж); 2) коммуны, где правили представители общины, но с подчинением верховной власти сеньера (Брюгге, Марсель, Флоренция); 3) города-государства, т.е. независимые общины (Венеция).

Ремесло

В большинстве городов ремесло было организовано в цехи – объединения ремесленников, которые включали в себя мастеров, подмастерьев и учеников. Мастера владели орудиями труда и сами продавали свою продукцию на городском рынке. Подмастерья – обученные ремесленники – не вели своего хозяйства и работали на мастеров; впоследствии они могли стать мастерами. Ученики обучались ремеслу у мастеров. На собраниях мастеров выбирались старшины и принимались уставы, определявшие жизнь цеха.