Занятия
Орудия труда изготовлялись из дерева, кости и камня; использовались дубины, топоры, луки, копья, гарпуны. Первоначально хозяйство было присваивающим, когда люди добывали средства к жизни, существовавшие в природе в готовом виде. Это – собирательство, которым занимались женщины, охота и рыболовство, которыми занимались мужчины. Стремление обеспечить себя дополнительными средствами к жизни привело к возникновению производящего хозяйства, когда люди потребляли предметы природы, возникшие с их помощью. Это – земледелие и скотоводство, т. к. культурные растения и домашние животные в готовом виде в природе не существовали, а были выведены человеком в результате искусственного отбора (селекции). Земледелие возникло из собирательства; им занимались женщины без использования тяглого скота (волов, лошадей) и пашенных орудий (плугов, сох). Скотоводство возникло из охоты; это – занятие мужчин. Однако, в эту эпоху главную роль играло присваивающее хозяйство, а производящее – вспомогательную. Люди добывали лишь необходимый продукт, который шел на их содержание; излишков или прибавочного продукта еще не было.
Социальные отношения
Люди объединялись в коллективы (общины) по признаку кровного родства; происхождение считалось по материнской линии. Добывание и распределение жизненных средств сначала были коллективными, а затем появляется семейное хозяйство при сохранении работы на общину. Коллектив делился на возрастные группы: 1) дети, находившиеся под присмотром матерей; 2) молодежь, которая проходила испытания (инициации), т. е. осваивала навыки выживания в окружающем мире; 3) взрослые, способные добывать средства к жизни и обеспечить продолжение рода. Дела общины решало собрание взрослых (как правило, мужчин). Существовали должностные лица: 1) старейшины, власть которых была ограничена обычаем; 2) жрецы (в ту эпоху - шаманы), т. к. люди были очень религиозны.
Эпоха классообразования