ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводит­ся к исправлению поведения или предупреждению возможных от­клонений от правил посредством «внушений», то личностно ориен­тированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспиты­вать— значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформиро­ваныценностные основы отношения к действительности.

Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осозна­ет их непреложный характер.

Ценности преобразования. Возникает стремление бережно от­носиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания. Ребенка манит таинственность, зага­дочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлени­ями окружающего мира и одушевляетих.

Условие формирования этих ценностей— любознательность ре­бенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все бо­лее и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообра­зия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувство­вать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.

Отношение к «рукотворному миру». Здесь формируются следу­ющие ценности.

Познавательные ценности. У ребенка пробуждается потреб­ность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывает­ся значимость учения.

Ценности преобразования. Возникает стремление самому сде­лать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.

Ценности переживания. Ребенок проникается чувством красо­ты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусст­ва, возникает чувство уважения к мастерству.

Ведущими факторами возникновения этих ценностей являют­ся игра, общение с искусством.

Формируются начала духовности как свойства сознания. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к дру­гим людям). Представлено следующими ценностями.

Познавательные ценности. У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональ­ное состояние, отношение к действию другого как поступку. Фор­мируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в род­ном городе. Складывается все более полное понимание коллектив­ных взаимоотношений между сверстниками, развивается социаль­ное мышление.

Ценности преобразования. Ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защи­ту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому.

Ценности переживания. Ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рожда­ется чувство значимости другого; переживания приобретают лич­ностную окрашенность; на основе сопереживания рождаются со­чувствие и сорадость.

Формируются начала нравственного сознания.

Отношение к самому себе. Представлено следующими ценнос­тями.

Познавательные ценности. Открытие своего «я»; ребенок вы­деляет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на дру­гих. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.

Ценности преобразования. На основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все».

Ценности переживания. Чувство физической и психологичес­кой защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил. Формируются начала самосознания личности.