Анимистические верования

Меланезийцы довольно отчетливо различают две категории духов: духов умерших и духов природы.

Культ предков

Культ предков вообще господствует в Меланезии почти повсеместно, разве только кроме некоторых островов Северо-Западной Меланезии (Тробриандовы острова). В честь почитаемых предков изготовляют человекообразные изображения, вделывая в них иногда черепа самих предков. Черепа хранят в особых святилищах, в мужских домах.

Культ вождей

Не менее важной основой анимистических верований меланезийцев является культ вождей. Вожди - лица, пользующиеся видным общественным положением, располагающие властью. Они-то, по верованиям меланезийцев, прежде всего и обладают большой и сильной мана (идея мана служит религиозным освящением власти вождя). С другой стороны, вождь якобы находится в общении с большими и сильными духами. Духи же умерших вождей сами становятся предметом почитания.

Общие черты религии меланезийцев

Итак, общими контурами религии разных областей Меланезии являются: развитая магия, анимизм и представление о безличной силе мана. Наряду с этими общими чертами можно обнаружить последовательные стадии развития религии, как отражение этапов исторического развития. Направление этого развития идет от Северо-Западной к Юго-Восточной Меланезии.

У меланезийцев еще нет представлений о высшем божестве; здесь много духов, но ни одного бога. Нет еще у меланезийцев и космогонических мифов, хотя много мифов о культурном герое.

Формы культа носят еще неорганизованный характер. Жречества как наследственной, обособленной общественной группы нет, хотя есть профессионалы-колдуны, знахари и шаманы. Имеются зачатки святилищ, но они представляют по большей части лишь мужские дома, которые служат средоточием обрядов тайных обществ.

Религия микронезийцев изучена слабо. Наиболее полно её характеризовал Н. Н. Миклухо-Маклай. Он представляет её как шаманизм. Главное понятие здесь — «калит», понятие широкое и неопределённое. Это и колдуны, жрецы, гадатели, но так называют и все сверхъестественное. Колдунов сейчас немного, больше стало священников. Обычно колдун занимался врачеванием, для этого он должен был обладать «вини», то есть волшебной силой, полученной от духа «ани». Духи умерших по представлениям одних жили под водой, по представлениям других (остров Палау) — на маленьком островке Ньяур (Ангаур).

Представления различались, один из вариантов местной мифологии рассказывают жрецы острова Яп. Здесь расположены святилища — мегалитические сооружения (твлиу), крупнейшее из них — Гатсапар. В нём, по преданию, обитает дух Еналафа, верховного божества, сына Левиран. Левиран — мать семи детей, которые пережили потоп и заселили земли Микронезии. Еналаф с сестрой Лиомарар поселился в Гатсапаре.

Структура мира по верованиям япцев такова: Мир состоит из семи небес, на первом живёт сам Еналаф, на втором — бог войны Луг, на третьем — макане (души умерших), на четвёртом — туфе (звезды), на пятом — пулу (луна), на шестом — яле (солнце), на седьмом — покоятся тайфуны и ураганы, и отдельно стоят мир людей и подземный мир — яр. Жрец Гатсапара считается верховным не только на Япе, его почитают и дальше на востоке. Вероятно, островитяне помнят, что расселялись из этих мест, и была когда-то микронезийская «империя» с центром на островах Яп.