БИОГРАФИЯ
Джованни Боккаччо (1313 - 1375) - младший из "трех флорентийских светочей". Он глубоко почитал двух старших: Данте и Петрарку. Составил их биографии, комментировал "Божественную комедию", в название которой именно он ввел возвеличивающий эпитет.
В отличие от своих великих соотечественников, Боккаччо бульшую часть жизни прожил в родном городе. Однако и ему пришлось поездить по свету. Его мать была француженкой, согласно преданию - знатного происхождения. Отец занимался финансовыми делами и был связан с банкирским домом Барди (разорившимся в результате отказа английского короля Эдуарда III от уплаты долгов). В неаполитанской конторе Барди начал приобщаться к делу и двенадцатилетний Джованни. Спустя пять лет отец разрешил ему заняться богословием и не покидать Неаполя.
С этим городом у Боккаччо были связаны лучшие воспоминания: "В Неаполе, городе очень древнем и, может быть, столь приятном, и даже более, чем всякий другой город Италии" ("Декамерон", III, 6), он провел юность, здесь влюблялся (не всегда счастливо), здесь стал поэтом. Здесь был двор короля Роберта, при котором умели развлечься, ценили поэзию. Не случайно сюда направился весной 1341 года Петрарка, чтобы выдержать экзамен и получить королевское благословение на то, чтобы быть удостоенным лаврового венка. Годом ранее по приказу отца Боккаччо покинул Неаполь и вернулся во Флоренцию. Так что тогда им не суждено было встретиться.
Успех сопутствовал первым поэтическим опытам Боккаччо. Уже в стихах он сразу зарекомендовал себя рассказчиком. Длинно и подробно в своих первых произведениях он варьировал сюжеты куртуазной и античной литературы.
По возвращении во Флоренцию в начале 40-х годов, Боккаччо создает вещи, отмеченные бульшей самостоятельностью, и постепенно переходит на прозу. Среди них - мифологизированная поэма о происхождении родного города - "Фьезоланские нимфы" и "Амето" -произведение, в основном написанное прозой, но со стихотворными вставками, известное как "малый Декамерон",так как здесь уже есть принцип рассказывания новелл: семь нимф, они же - семь добродетелей, рассказывают пастуху Амето десять историй о любви, пробуждая в нем человечность. Это первая в литературе история "воспитания чувств". И, наконец, повесть "Фья-метта" - история покинутой любимым молодой дамы. Иногда здесь видят начало всей психологической прозы нового времени.
Немало сил Боккаччо отдает и гуманистическим жанрам, собирая и перелагая обширнейший материал преимущественно античной культуры. Он подолгу работает над сборниками "Генеалогия богов", "О знаменитых женщинах", "О несчастиях знаменитых мужей". Под конец его жизни, в 60-х годах, вокруг Боккаччо во Флоренции создается одно из первых гуманистических сообществ.
"КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ДЕКАМЕРОН..."
Сборник "Декамерон" - не свод неизвестно кем и когда рассказанных новелл, а книга. У нее есть автор -Джованни Боккаччо. У каждой новеллы есть рассказчик. Так составился ряд понятий книга - автор - рассказчик, отмечающих новизну "Декамерона" на фоне сборников средневековых новелл (случайно собранных, анонимных).
Всего рассказчиков десять: семь молодых женщин и трое юношей, сошедшихся вместе в досточтимом храме Санта Мария Новелла, что во Флоренции, в годину великого бедствия 1348 года, поразившего всю Европу чумой, Черной Смертью. Благородное общество решает на время оставить город и укрыться на одной из близрасположен-ных вилл, чтобы избежать печального зрелища смерти, а, быть может, и ее самой, забывшись в пристойных развлечениях, танцах, играх. Жаркое время дня по общему уговору отведено для отдыха, проводимого вместе за рассказыванием и слушанием историй, забавных и поучительных. Ежедневно каждый расскажет одну новеллу, а всего дней десять. Следовательно, общее число новелл - сто.
Книга названа по числу дней - "Декамерон" или, если перевести название с греческого языка "Десятоднев". Книга с подобным названием существовала в средневековой Европе и была широко читаемой - "Шестоднев": история сотворения мира и человека Богом, занявшая, согласно Библии, именно такой срок - шесть дней. Она была популярным изложением христианской версии устройства мироздания.
Вольно или невольно своим названием Боккаччо бросил вызов и как бы пообещал сотворение нового мира и нового человека. Столь важное дело совершается в процессе рассказывания. У Боккаччо, как и в Библии, "вначале было слово..." Только здесь не Божественное слово, а принадлежащее рассказывающему человеку.
Все десять рассказчиков носят условные, однако значимые для Боккаччо имена, приближающие персонажей к автору, придающие им личный оттенок. Рассказчики представлены в авторском вступлении, принадлежащем той сюжетной части книги, которую обычно именуют "рамой". "Рама" охватывает не только сам сборник, но и обрамляет каждую его новеллу, поскольку в момент передачи слова перед нами возникает всякий раз все общество: "...дамы иной раз немного краснели, иной смеялись..." (II, 2) Рассказчики имеют имена, но еще почти не имеют характеров. Они более или менее на одно лицо - юное, прекрасное, исполненное учтивости и благородства. Серьезность Пампинеи и веселость Дионео - это даже не столько черты их личности, сколько крайние оттенки общего настроения тех, кто бежали от чумы, чтобы не отказывать себе в удовольствии, но и не переступать в нем разумной грани. Пампинея, будучи избранной королевой первого дня, задает нравственный тон, а Дионео, с общего согласия, получает право последней новеллы каждого дня как человек, умеющий развеселить уставшее от рассуждений "общество... какой-нибудь смехотворной новеллой"(I, 10).
Впрочем, не все новеллы Дионео "смехотворны". По положению завершающего рассказчика Дионео доверена и финальная новелла всего сборника - о добродетельной Гризельде. Она произвела столь сильное впечатление на Петрарку, что он переложил ее на латинский язык. Все новеллы последнего дня повествуют "о тех, которые совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви или в иных".
Едва ли случайно, что в шестой день, день сотворения человека по Библии, у Боккаччо главным героем становится слово: "...говорится о тех, кто будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то либо скорым ответом и находчивостью избежал урона, опасности или обиды".
Новый человек рождается говорящим, рассказывающим и способным постоять за себя словом.
"Декамерон" - книга, рассказывающая о любящем человеке. Такой она запомнилась настолько твердо, что Боккаччо решается включить молву о своей книге в ее название: "Начинается книга, называемая Декамерон, прозываемая принц Галеотто..." (пер. Н. Любимова). Галеотто - один из рыцарей Круглого стола, тот, кто способствовал любви Ланселота к Гениевре, сделав тем самым свое имя нарицательным для пособника незаконной любви. У Данте его вспоминает Франческа, ведущая скорбный рассказ о себе и Паоло: "И книга стала нашим Галеотом" (Ад. Песнь V). Подтверждается это и авторским введением ко всему сборнику: "С моей ранней молодости и по сю пору я был воспламенен через меру высокою, благородною любовью..." В память о том, что довелось пережить, о том "удовольствии, которое она обыкновенно приносит людям", пишется книга.
"Декамерон" - книга о любви, о том, чту человек способен совершать под воздействием этого чувства, каким оно делает его. Самая показательная в этом отношении новелла открывает пятый день.
Ее герой носит не имя, а прозвище - Чимоне, то есть "скотина", звероподобный человек. Таков он и есть: "...ни усилиями учителя, ни ласками и побоями отца, ни чьей-либо другой какой сноровкой невозможно было вбить ему в голову ни азбуки, ни нравов, и он отличался грубым и неблагозвучным голосом и манерами, более приличными скоту, чем человеку..."Но вот Чимоне увидел девушку и полюбил ее. Что за этим последовало? "Во-первых, он попросил отца дать ему такие же платья и убранство, в каких ходили и его братья, что тот и сделал с удовольствием. Затем, вращаясь среди достойных юношей и услышав о нравах, которые подобает иметь людям благородным и особливо влюбленным, к величайшему изумлению всех, в короткое время не только обучился грамоте, но и стал наидостойнейшим среди философствующих".
Любовь открывает путь к достоинству, благородству и даже к образованности, воплощая гуманистическую программу. Любовь делает Чимоне деятельным, заставляет бороться за нее - ведь полюбившаяся девушка просватана за другого. Правда, деятельность ради любви, хотя и выглядит героической, приходит в прямое противоречие с законом и справедливостью. Чимоне снаряжает корабль, чтобы силой похитить возлюбленную (которая пока что вовсе не стремится быть похищенной), проливает немало крови и, наконец, едва не погибнув, в результате заговора добивается желаемого: он и его сообщник "женились на тех дамах и, справив великий пир, весело наслаждались своей добычей".
Таков счастливый финал. Счастливый? Рассказчиками он не обсуждается. И все-таки вызывает вопросы. Допустим, мы поверили автору, что любовь проливает в душу человека свет жизни, дает ему силу действовать, но всегда ли в соответствии с понятиями нравственности и справедливости? Любовь лишь оставляет надежду, что благодаря ей мир и человек будут становиться лучше, нравственнее, просвещеннее. Однако пока что, рассказчики знают: "В нашем городе... царит обман, а не любовь и верность..." (III, 3.; пер. Н.Любимова).
То, что происходит у Боккаччо, менее всего напоминает пир во время чумы. И даже - не паническое от нее бегство. Это сознательное и достойное удаление от мира, сопровождаемое желанием его понять. Тон всей книге задан ее первой фразой: "Соболезновать страждущим -черта истинно человеческая..."(Пер. Н.Любимова).
КРУГ ПОНЯТИЙ:
Жанр сборника:
книга
автор
"рама"
рассказчик
слушатель