Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

Соран Эфесский является представителем методической школы, основанной Асклепиадом. Он внёс фундаментальный вклад в развитие акушерства и гинекологии, предпринял первые попытки дифференциального диагноза. Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женских болезнях» (Gynekaia), которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии.

Он был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, питание далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний.

Соран Эфесский и Гален (2 в. н. э.) разработали и осуществили поворот плода на ножку, применяемый с незначит. изменениями в совр. акушерской практике. Основной труд Сорана – трактат «О женских болезнях», подробно описывающий достижения того времени в гинекологии, акушерстве и педиатрии. В частности, Соран описал способы, по которым можно узнать, здоров ли новорожденный – прототип современной шкалы Апгар.

Соран Эфесский является основоположником акушерства и гинекологии.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 5