Распространение информации в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения. Зарождение и развитие почты.

С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень- сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.

В Венеции первые газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazetа, откуда пошло слово газета. Одна из древнейших дошедших до нас рукописных газет называлась “Новые известия, сколько получено их от 26 октября 1587 года по 26 октября 1588 года из Нюрнберга”.

В торговых городах появляется профессия сборщика информации. Информация, как и в Средневековье, продолжала распространяться гонцами. Со временем появляется потребность не в случайной, разовой, а в регулярной информации. Так появилась почта.

Собственно дальше ответ связан с развитием почты и появлением бюллетеней рекламного характера с анонсами событий и небольшими заметками из жизни города. После появляются газеты. (главное: информация распространялась с помощью: ярмарок, университетов и школ (при монастырях тех же) и лекциях в них, средневекового театра, писем и переписок, бюллетеней, памфлетов и газет, печатных книг публицистического и переводского, а так же религиозного, в основном, плана). Почта появилась в связи с необходимостью регулярной информации. Следует отметить, что практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого отношения. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. Первоначально их сообщения передавались в частном порядке через купцов (так называемая "почта мясников"), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере впервые заметны зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов, наладивший регулярную связь между Нюрнбергом и Венецией. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против "дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами". Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис.

Основными адресатами информации были: 1) короли, князья и государственные люди; 2) университеты и центры образования; 3) священники; 4) торговцы.

Собственно новости и узнавались с помощью почты, как внутригородской, так и между странами

19. Реформация и развитие публицистики Реформации в Германии. Мартин Лютер – религиозный публицист.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, авторитаризма, произвола инквизиции, жестокой цензуры и в частности против продажи индульгенций. Его “95 тезисов” стали образцом публицистики той эпохи.

Лютер получил степень доктора философских наук и поступил в монастырь Августинского ордена, к великому огорчению своего отца. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет. Начальник Августинского ордена рекомендовал ему Лютера в число профессоров, и он был приглашен занять кафедру богословия.Одновременно Мартин Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов; проповеди его привлекали много слушателей.

Тезисы и сам виттенбергский проповедник Мартин Лютер быстро стали известны всей Германии. Некоторые ученые доминиканцы заступились за археипископа, продававшего индульгенции, и написали опровержение тезисам Лютера. Лютер им ответил. Благодаря книгопечатанию, ответы его читались везде и производили сильное волнение, остановить которого было невозможно, тезисы Лютера распространялись повсеместно. Дворянство, духовенство, города и университеты разделились на партии: одни приняли сторону Лютера, другие были на стороне его противников. Один из противников Лютера вызвал его на публичный диспут, который продолжался аж 17 дней, но в итоге стороны разошлись еще большими врагами.

После этого противник Лютера выхлопотал в Риме папскую буллу, которая повелевала сочинения Лютера сжечь, как еретические, а самому автору грозила проклятием, если он не покается. Булла эта прибивалась к стенам домов, и в некоторых городах действительно сочинения Лютера были сожжены; но в Лейпциге папскую буллу закидали грязью.

return false">ссылка скрыта

Когда Карл V был избран германским императором, он, по обычаю, созвал имперский сейм. Здесь кроме других важных дел империи предложено было заняться и делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдал ему охранную грамоту. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он смело отвечал, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием. Лютера увещевали отказаться от своего учения, но напрасно. Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.

Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей. Мятеж крестьян распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян. Лютер начал с проповедей против милости и снисходительности к крестьянам; во время мятежа их варварские поступки против дворян вызвали у него негодование, и он объявил, что мятежников надо убивать, как бешеных собак.

Как метод борьбы с инакомыслием, которое распространялось публицистической и научной литературой, в 1512 году Латеранским собором была введена предварительная цензура. Обсуждение в публицистике проблемы происхождения и правомочности власти, тираноборческая публицистика вызвали к жизни светскую цензуру. В XVI веке римские папы Пий V и Григорий XIII издают специальные буллы, которыми строжайше запрещается издание каких бы то ни было рукописных газет.