Тема 12. Сознание. Ответственность и правосознание
Предмет изучения психологии правопослушного поведения — изучение внутренней структуры с ее отдельными компонентами, присущими личности и группам, которые в результате взаимодействия с внешней средой показывают разнообразные варианты реакции, но находящиеся в рамках действующего законодательства.
Правопослушное поведение возникает в результате социализации, в ходе которой субъект усваивает социальные и моральные стереотипы, правовые запреты, что обусловлено и правосознанием личности и группы, их осознанием ответственности и социальной справедливости и т.д. Воздействие на отдельного индивида происходит при помощи социальных норм, которые устанавливаются обществом, и формирования самой личностью нормативного поведения. Эта система, являясь важным элементом внутреннего мира, образовывается в процессе деятельности индивида и его взаимодействия с обществом, контролируя при этом его поведение. Задача личности в процессе ее становления — усвоение такой системы. Важно уважение к праву, т.е. признание его норм индивидуумом в своей практической деятельности.
Нормативное поведение определяется психологическими особенностями:
- раскрывается при наличии проблемной ситуации;
- охватывает процессы формирования и принятия решений;
- сочетает компоненты (сознательные и несознательные) и уровни деятельности психики;
- содержит сложные психические действия, где норма — условия нормативного поведения, и задачи.
Сильное воздействие на нормативное поведение и процесс формирования решения оказывает общение в процессе совместной деятельности. Люди, имеющие похожие системы норм и ценностей, считаются номинальными нормативно-ценностными группами. Обнаружение их способствует прогнозированию поведения людей в проблемной ситуации. Благоприятные условия социализации ведут к тому, что у личности формируется социальный стереотип нормативного поведения, основывающийся на личном правосознании, вытекающем из общественных установок.
Психические явления порождают и определяют действия. Регулирование процессов поведения личности возможно при создании у человека внутренней модели внешнего мира, в рамках которой происходит мысленное манипулирование, сопоставление с прошлым и представление будущих целей и задач. Отсюда предусмотрительность выступает в виде предсказуемости последствий своих действий еще до совершения и контролируется процесс, направленный на их осуществление. К особенностям структуры сознания относятся язык и речь как средства внутренней деятельности, способные манипулировать без наглядного восприятия через образные представления.
Сознание формируется через отношение личности:
- к материальной сфере;
- другим людям как членам общества;
- себе как члену общества.
Правосознание складывается из сходных элементов:
- материальная сфера становится частной, личной, государственной, т.е. является принадлежностью;
- другие члены общества защищаются нормами закона;
- личность воспринимает свои действия через правовые общественные нормы и законы.
Виды ответственности систематизируются на базе субъекта ответственности, его нормативности и прилежной реализации своих обязанностей:
- политическая;
- юридическая;
- моральная;
- профессиональная;
- родительская;
- административная;
- материальная;
- дисциплинарная;
- уголовная и др.
Воспитание ответственности соединено с развитием гражданственности как ответственности и чувства долга, как наивысшей точки духовности личности. Ответственный человек — тот, который признает общественные ценности и оказывает содействие по их защите.
Социальная ответственность показывает стремление личности к соблюдению общественно-социальных норм и способность отвечать за свои действия (поступки). Право выступает в виде комплекса социальных норм и отношений, базирующихся на них.
Правовое регулирование основывается на соответствии прав и обязанностей человека и общества, где они выделяются как формы и способы осуществления минимальных потребностей человека и общества, обеспечивающих существование социума.
Взаимоотношения между государством и личностью определяются системой прав, свобод и обязанностей, формирующих сферу и границы свободы личности. Эти категории (прав, свобод и обязанностей) принадлежат к политико-юридическим и этическим. Человек является гражданином, личность которого имеет определенную специфику, а главным выделяемым качеством становится моральная ориентированность.
Правосознание — это правовой опыт поведения личности, группы и общества в целом; устройство правопослушного поведения и обусловленность дефектов личностного правосознания с противоправным поведением.
Правосознание как форма сознания общества определяет его формирование и содержание материальных условий. Правосознание выражает отношения внутри общества, регулирующиеся правовыми нормами.
Особенности правосознания:
- отражает и воздействует на социальную действительность; отражает социально-экономические отношения в обществе;
- выражается через речемыслительную деятельность;
- существует только при определенном носителе: личности, группы и т.д.
Индивидуальное правосознание определено влиянием на личность окружающей социальной среды.
Отклонения от нормативного поведения часто обусловлены отрицательным воздействием при формировании личности:
- правосознание преступника, как правило, не совпадает и противоречит общественным нормам права;
- преступник отвергает норму права или группу, охраняющую отношения в обществе, явившиеся объектом его посягательства;
- преступник принимает норму права, но в ее абстрактном понимании, полагая, что приговор был излишне суровым или несправедливым.
Эффективность правосознания определяется при условиях:
- социальные ценности, установленные нормами права, должны признаваться личностью;
- нормы права должны формироваться и пересматриваться с учетом изменений в правосознании общества;
- правовые нормы должны придерживаться изменений потребностей общества, их духовных и материальных интересов.