Анализ документов в социологии и журналистике

Прежде чем говорить о методах исследования документов, нужно договориться, что в социологии считает документом. Документ в социологии – это любая информация, фиксированная в печатном или рукописном виде, на фото-видеопленке, на визуальных, звуковых т. п. носителях.

Виды документов*

По форме фиксации:

1. Письменные – материалы архивов прессы, личные документы, где информация изложена в форме письменного текста.

2. Иконографические – кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматерилы.

3. Статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая.

4. Фонетические и магнитные записи, грампластинки.

5. Компьютерные документы.

По источнику информации:

1. Первичные – строятся на основе прямого наблюдения или опроса.

2. Вторичные – результат обработки, обобщения других документов.

По характеру мотивации:

1. Целевые, спровоцированные – сделанные по инициативе исследователей, журналистов (сочинения, отклики и т. п.).

2. Неспровоцированные, или естественные,– функционирующие естественным путем.

По типу авторства:

1. Официальные – создаются должностными лицами, соответствующим образом оформлены и юридически согласованы: правительственные материалы, постановления, официальные заявлении, государственная и ведомственная статистика, документация официальных учреждений, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.

2. Неофициальные документы – созданные частными лицами, письма, дневники, мемуары, заметки.

3. Материалы средств массовой информации.

По степени персонификации:

1. Личные – касающиеся отдельного человека: библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления.

2. Безличные – протоколы, постановления, стенограммы, пресса, архивы, документы учреждений и т. п.

По сфере жизнедеятельности:исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.

Журналисты в своей работе часто имеют дело со всеми названными типами документов. Но анализируют их обычно как единичные, уникальные, конкретные, необходимые для готовящейся публикации или с другими целями. Социологи тоже имеют дело со всеми перечисленными типами документов, но изучают их особым способом, с применением измерения, на более или менее больших массивах текстов. Делают они это с помощью социологического метода, который называется контент-анализом.

 

Итак,методы анализа документовможно подразделить на:

1. Традиционные, или качественные. К ним относятся исторический анализ, политический анализ, литературоведческий, психологический, логический, текстологический анализ и т. п.

2. Качественно-количественные, формализованные, или контент-анализ.

 

Естественно, что журналист обычно имеет дело с качественным анализом документов: официальных документов разного рода, материалов СМИ, писем в редакцию, литературных произведений, интернет-источников и т. п. Но знание правил формализованного анализа документов ему тоже может оказаться полезным. Принципы такого анализа, выбор наиболее типичных документов для этого, составление плана структурных элементов текстов и пр. помогут глубже анализировать документы, с которыми имеет дело журналист в своей повседневной работе. Наконец, весьма полезно знать методику контент-анализа, чтобы провести социологический анализ достаточно большого количества материалов по строгим, формализованным категориям и признакам.

Любому журналисту очень пригодится знание правил оценки достоверности документа*.

1. Документы, в которых выражены мнения, оценки менее достоверны, чем те, которые сообщают факты.

2. Первичные документы надежнее вторичных.

3. Важно выяснить подлинность документа.

5. Необходимо выяснить тип документа, имея в виду, что обычно официальные документы надежнее неофициальных, хотя это правило порой нарушается.

6. Полезно понять, составлялся ли документ по следам события, были ли в нем отражены мнения свидетелей событий или это информация из «вторых рук», хотя при этом следует помнить, что нередко свидетели событий преувеличивают свою роль.

7. Желательно определить, в каких условиях составлялся документ (присутствовали ли посторонние, был ли нажим на автора, составлялся ли он непосредственно после события, для кого был предназначен и т. п.); достаточно ли компетентно лицо или учреждение, от имени которого составлен документ; каков внешний вид документа (состояние бумаги, степень изношенности и т. п.).

8. Важно понять, какие намерения были у составителя документа, был ли он заинтересован в его создании.

Считается, что документ более достоверен, если:

- не затрагивает интересы автора,

- наносит ему определенный ущерб,

- в момент сообщения сведений они были общеизвестны,

- с точки зрения автора, сведения малосущественны,

- автор относится к сведениям недоброжелательно.

9. Необходима, если возможно, перекрестная проверка документов другими документами, опросом людей причастных к их составлению или наблюдающих этот процесс.

10. Если документ представляет статистические данные, важно понять каким образом и на каких основаниях сделана классификация данных.

Причины ошибок зависят от условий, в которых составлялся документ, и от его конкретного автора, его жизненного опыта.

Итак,контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.

Основные требования к контент-анализу:

- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),

- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).