Пояснительная записка.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________ Л.М. Волосникова

«___»________________2011 г.

 

Психология личностИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

Для студентов направления 030300.62 «Психология»

Очной формы обучения

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Авторы работы: ___________ Е.Л. Доценко ___________ О.С. Андреева

« 07 » июня 2011 г.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

« 08 » июня 2011 г. Протокол № 14

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 26 стр.

Зав. кафедрой _____________ Е.Л.Доценко

« 08 » июня 2011 г.

 

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«___»__________2011 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева

«___»_________2011 г.

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ __________ С.А. Федорова

«___»__________2011 г.


Доценко Е.Л., Андреева О.С. Психология личности:Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 26 стр.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология».

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ:Психология личности:[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Л. Доценко

 

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© Доценко Е.Л., Андреева О.С., 2011.

Доценко Е.Л.

Андреева О.С.

 

 

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ личности»

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.62 «Психология»

очной формы обучения

 

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

 

 


Пояснительная записка.

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – сформировать систему научно упорядоченных понятий и базовых представлений о личности, об основных тенденциях в развитии современных представлений о личности в психологии, о ключевом содержании теоретических концепций личности, показать значение психологии личности для исследовательской и практической деятельности специалистов.

Задачи курса:

1. Раскрыть основные понятия и категории психологии личности;

2. Соотнести ее предмет с предметами общей, возрастной, дифференциальной психологии.

3. Сформировать у студентов представление о теоретических и прикладных задачах современной психологии личности.

Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологическое содержание этого понятия. В курсе затрагиваются некоторые аспекты социально-психологического, дифференциально-психологического изучения личности и изучения личности с позиций возрастной психологии. Значительное место отведено изложению авторских представлений о личности.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психология личности» входит в Б.3 «Базовую (общепрофессиональную) часть» учебного плана направления 030300.62 «Психология».

Для эффективного усвоения курса студенты требуется освоить представление о сущности психики и ее структуре («Общая психология»); о методах изучения психики (практикумы: наблюдение, беседа), а также психологических фактах и их толковании (практикум «толкование»), о возрастных особенностях развития психики и сознания человека («Психология развития и возрастная психология»), также знать основные положения курсов «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем», без которых затруднительно понять механизмы познавательных функций.

Наиболее предметной является подготовка студентов в рамках курса «Теории личности», который осваивается в 3 семестре, что позволяет студентам достаточно тесно познакомиться с огромным разнообразием теорий, отражающих усилия практикующих ученых и рефлексирующих практиков понять, что собой представляет личность как культурное явление и феномен индивидуального сознания.

Освоение дисциплины является основой для последующих курсов: «Дифференциальная психология», «Cоциальная психология», «Психологическое консультирование», «Психодиагностика», «Патопсихология», «Психология общения», «Психология семейных отношений», «Психосемантика». Личность выступает интегрирующей силой индивидуального сознания, средством соединения требований общества и индивидуального волеизъявления.

1.3. Компетенциивыпускника ООП бакалавриата

1. пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

2. восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).

3. реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1)

4. прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7).

5. выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

6. подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

7. самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

8. реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

В результате изучения курса «Психология личности» студент должен:

Знать: основные понятия психологии личности, представления исследователей о различных аспектах изучения личности; предпосылки становления человека как личности, мотивационные процессы, обеспечивающие сомнения и совершение поступка, направления развития личности, ее роста, закономерности личностного становления и самореализации, проблемы личностной саморегуляции.

Уметь: самостоятельно анализировать содержание понятий психологии личности, применять полученные теоретические знания для решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии, использовать индивидуальный подход в психолого-педагогической деятельности различного содержания, работать с учебной и научной литературой, освещающей изучаемый предмет. Также анализировать жизненные ситуации (с задачей на поступок), кризисы личностного развития, ставить коррекционные задачи, идентифицировать признаки личностного роста, оценивать степень напряженности системы личностной саморегуляции (защиты, копинги, смыслотехники и пр.)

Владеть: профессиональной терминологией в области психологии личности, логикой профессионального мышления применительно проблем становления и развития личности, отношения к личностным сбоям и деформациям, плюралистическим и толерантным видением личности как социального явления и индивидуальной реальности.