Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе ХVI в.

Для европейцев с падением Византии в 1453 г. во весь рост встала пробле­ма поиска новых путей на Восток, в Китай и Индию, так как прямая дорога была перекрыта турками.Европейцы стали искать морской путь. Это стало возможно с появлением в Ев­ропе компаса, созданием новых парусов. Важное значение имело создание механических часов, что повлияло на быт, организацию производства, научных опытов и наблюдений, позволяло ориентиро­ваться во времени и ценить его. В 1492 г. Христофор Колумб, опираясь на свои расчеты «розы ветров» (преобладающего направления ветра) в разное время года, на каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» достиг берегов Америки и вернулся обратно.Имя Колумба носит одна из стран Латинской Америки — Республика Колум­бия. В тени Христофора Колумба находится другой мореплаватель, главный штур­ман Испании Америго Веспуччи, Он совместно с А. Охедой открыл (1499-1500) 1600 км северного и 200 км восточного побережья Южной Америки, Венесуэльский островов. Он самостоятельно обнаружил и закартировал дельту Амазонки, Гвианское течение, северные берега Южной Америки (1500 км) и Бразильское нагорье. А. Веспуччи предложил назвать южный заатлан­тический континент Новым Светом. Картограф М. Вальдземюллер в 1507 г. назвал материк Америкой в честь Веспуччи, а в 1538 г. это название распространилось и на Северную Америку.В 1519 г. португалец Магеллан по поручению испанского короля совершил пер­вое кругосветное плавание. Он открыл пролив, отделяющий материк Южной Аме­рики от Огненной Земли, получивший название Магелланов пролив. Он пересек Тихий океан, дошел до Филиппинских островов, где погиб в сражении с туземцами. В сентябре 1522 г. 16 путешественников из 234 вернулись в Испанию. Следующее кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. совершил англичанин Фрэнсис Дрейк. Во время своего путешествия он открыл пролив длиною 460 и шириною 1120 километров между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и названный его именем.В 1597-1598 гг. португалец Васко да Гама обогнул Африку с юга (мыс Доброй Надежды) и достиг Индии. В XVII в. была открыта Австралия.

Великие географические открытия в огромной степени стимулировали развитие капиталистических отношений, процессы первоначального капиталистического накопления, формирования единого мирового хозяйства. Результатом притока огромных количеств золота и серебра из вновь откры­тых территорий лишь на первых порах было усиление государств, снаряжавших первопроходцев. В скором времени Европу поразила «революция цен», а точнее их рост на большинство промышленных и продовольственных товаров. Это в свою очередь привело к разорению социальных слоев с фиксированными доходами, не обладавших ресурсами для маневра. Обеднение дворян, крестьян, ремесленников сопровождалось обогащением промышленников, владельцев мануфактур и купцов.Великие географические открытия стимулировали развитие товарно-денежных отношений. В европейских государствах получает развитие кредит, преобразуется денежная система (возникает торговля ценными бумагами), создаются товарные и фондовые биржи, развивается купеческий и ростовщический капитал.

Важным источником накопления средств становится расширение масштабов подневольного труда.Еще худшим было положение населения в колониях,индей­цы массами гибли от рук завоевателей как в вооруженных конфликтах, так и на тяжелых работах, к выполнению которых они оказались физически недостаточно подготовлены. Ограбление туземных территорий, уничтожение и жесточайшая эксплуатация, пот и кровь колоний были важными источниками первоначального накопления капитала, прогресса европейских государств.

Европейские страны в своих колониях проводили схожую экономическую поли­тику. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально перенесли в свои колониальные владения проверенные временем феодальные структуры. В колониях создавались плантационные хозяйства. Они работали на внешний рынок, но с применением полурабского труда туземного населения.

9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (ХV-ХVI вв.).

Родиной Возрождения стала Флоренция — богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского — делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Во Флоренции соз­давали свои шедевры Дантеу Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармо­нической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправда­ние и поддержку титаны и рядовые труже­ники Ренессанса. Возвращение гуманизма (от лат. че­ловеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — обществен­ные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы).Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, ар­хитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев X в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в де­тальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV в. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с внима­нием к народной культуре. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового — сольная песня, кантата, оратория, опера.Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины.В Средние века все христиане Западной Европы были католиками, имели одну веру, повиновались папе и епископам. Христиан, несогласных в чем-то с верой (их называли диссидентами), заставляли отречься от своих взглядов. Лиц, отказав­шихся отречься, считали еретиками и передавали для суда и наказания светским властям. В XIII в., после большого крестового похода на альбигойцев в Южной Франции, были учреждены трибуналы для розыска и наказания еретиков. Воз­никла инквизиция, которая действовала во Франции, Англии, Италии и Германии.Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священ­ников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями: документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздро­блена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали эконо­мические позиции, привилегированное положение местных духовных иерархов — архиепископов, епископов, прелатов — и монастырей.МАРТИН Лютер в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в ко­торых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имушества и пере­ход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяюших отпушение грехов. Лютер считал, что для удостоверения милости Божьей человек не нуждает­ся в посредничестве такой организации, какой была Римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное Писание, а не Священное Предание, решения папы и церковных соборов. Папа осудил буллой выступление Лютера, но Лютер в 1520 г. публично сжег буллу и объявил, что христиане должны повиноваться только Свяшенному Писанию, а не папе. Несколько немецких князей взяли Лютера под свою защи­ту.. Весь шведский народ вместе с королем принял лютеранство в 1529 г. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллек­тивному протесту сторонников реформы. Протестанты к 1555 г. одержали победу в войне против императора.В Женеве француз Жан Кальвин не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возмож­ность для человека изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпри­нимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан Орден иезуитов (общество, или воинство Иисуса). Иезуиты не вели монастырской жизни. Они стремились стать духовниками, советниками, на­ставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность папе и ненависть к еретикам.Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по от­ношению к протестантамНидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм.В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивили­зация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нуж­ды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Таким образом возникло понятие свободы совести.