Социологические концепции права Е.Эрлиха, А.Леви-Брюля, Г.Д.Гурвича

Школа “свободного права”, т. к. «свободный подход к праву»: Евгений Эрлих. Право существует и развивается прежде всего как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, и др.) - право первого порядка. Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений создаются “нормы решений”, образующие право второго порядка: относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является “живое право”, которое не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни. “Живое право есть внутренний распорядок человеческих союзов”. . В правосудии решающая роль принадлежит не “мертвым параграфам закона”, а свободному слову квалифицированных юристов -«свободного судейского усмотрения». “свободное нахождение права не означает свободу судей от закона”, мертвое право – прописанное (без души юриста). Институционализм - Г. Гурвича: Воплощением социального права - социальное законодательство. Социальное право – это право, зафиксированное в высших формах общественного взаимодействия людей, оно содействует объективной интеграции в межличностных отношениях. В отличие от индивидуалистического права оно основано на партнерстве, и потому оно является правом, нацеленным на взаимопомощь, на решение общих задач, на установление мира, в то время как индивидуалистическое право в прошлом и настоящем– это право войны, конфликтов, разобщенности. Оно действует как бы изнутри данной социальной среды и в этом смысле оно есть автономное право. Его параметры заданы не «чистой нормой» нормативистов, не субъективными представлениями лиц и не объективированным фактом, а «непосредственным юридическим опытом», который фиксируется в коллективных документах («коллективными актами признания» определенных ценностей). Коллективные акты признания– это спонтанный, коллективный «выбор ценностей», это способ прояснения коллективных представлений, коллективной ментальности (умонастроений). Коллективность эта может включать: целые классы, и тогда возникает «крестьянское право», «пролетарское право», «буржуазное право».

А. Леви-Брюля:традиционную иерархию источников права представляет в виде новой триады: «созидающий обычай–закон–судьи». А в самом праве самыми существенными он считает такие черты: оно есть совокупность правил-требований; оно устанавливается каждой социальной группой; оно находится в процессе непрерывных изменений.