Вальтер Гропиус и его роль в становлении дизайна.

 

Вальтер Адольф Георг Гропиус(18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон) — немецкий архитектор, учредитель Баухауса.

Творческое кредо:«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».

В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжает учёбу в Берлине.

В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стали здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модернизма», и «Новая вещественность»

Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Werkbund), проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Майером вместе строят «Образцовую фабрику» которая позже также оказала значительное виляние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельзона в его универсальных магазинах.

После Первой мировой войны Гропиус становится основателем «Баухауса»(первое учебное заведение, призванное готовить худ-в для работы в промышленности. Школа, должна была выпускать всесторонне развитых людей, кот-е сочетали бы в себе худож, духовные и творческие возможности.

Школа Баухаус (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после этого в Дессау. Начало деятельности "Баухауза" проходило под влиянием идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Арх-ра рассматривалась как "прообраз социальной согласованности", признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать пром товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства мат-ов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: арх-уре, пром д-не, текстиле, керамике, фотографии или живописи. Основой Баухауса является синтез ремесла и искусства. Основной идеей - идея устранения всего лишнего и ненужного. Именно она стала основополагающей в зарождающемся стиле модерн. Постепенно подобная товары (мебель) приобрела популярность и стала производиться в пром масштабах. Обучающихся в школе Баухаус постепенно приучали к мысли о том, что форма изделий, выходящих из-под их рук, должна быть наиболее простой и удобной. Часто студенты получали задание создать что-либо из определенного кол-ва материала таким образом, чтобы после создания изделия не оставалось никакого лишнего мат-ла. Использование мат-ла наиболее рациональным образом, а также его экономия были основными принципами в школе Баухаус. Еще одним требованием, стоящим перед ними, был поиск нетрадиционных решений. Все давно известное и испытанное просто отвергалось.

По инициативе правительства преподаватели Баухауса организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 Баухаус переехал в Дессау. Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров арх-ры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауса.

В 1928 г. Гропиус передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 г. Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаусом вплоть до его закрытия в 1932 г.С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток(в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).В 1933 школа была упразднена нацистским правительством (нацисты школу рассадником коммунизма).