Веркбунд» и его роль в становлении дизайна.

Был образован 7 октября 1907 г. в результате объединения дрезденских мастерских и соединенных мастерских в Мюнхене. объединение было связано инициативным комитетом из 12ти художников (архитекторов и прикладников) и 12 фирм выпускавших в основном худ. прод. Своей основной целью Веркбунд объявил облагораживание нем. работы, сотрудничеством ис-ва ремесла и пром-ти. Путем воспитания и пропаганды, одухотворение нем. работы, подъемом его кач-ва. Роль велика. Откр. принцип. нов. этап развит. не только для нем. но и для евр. ис-ва в целом. Его практика узаконила последствия машинизации – серийное производство и полезное сотр. людей с тех-кой.

Цель— реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.

Художественно-промышленное реформационное движение XX века в области прикладного, промышленного дизайна в Германии. Его появление связано с приходом эпохи индустриализации, обособлением фабрикантов от ручного труда. Веркбунд утвердил положение серийного производства и сотрудничество людей с техникой. Он оказал значительное влияние на все последующие и даже современные школы дизайна. Веркбунд на 12 лет опередил создание новой художественной школы Баухауз. Будучи инициатором функционального искусства Веркбунд подготовил деятельность Баухауза и его передовых участников. Их отличие состояло в том, что деятельность Баухауза была направлена на теоретическую подготовку, а задачей Веркбунда было непосредственное влияние на производство. Идеи Веркбунда были близки положениям искусства СССР 1920-х гг. Они сходились в понятиях: «общественная полезность», «связь искусства с повседневной жизнью и социальной практикой», «конструктивное творчество».В 1914 году состоялась выставка Веркбунда в Кельне, на которой среди прочего были представлены модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса, Стеклянный павильон Бруно Таута и прочее. Также на выставке была представлена серийная мебель, предметы домашнего обихода, а также мебель для спального вагона. Выставка вызвала многочисленные дискуссии о том, нужна ли типизация изделий, однако все споры были прерваны начавшейся Первой мировой войной.

С 1921 по 1926 г. председателем Немецкого производственного союза являлся Римершмидт, и именно в этот период получил развитие фунциональный метод в дизайне. В 1924 году объединение опубликовало альбом Форма без орнамента, в котором были представлены фотографии образцов промышленных изделий и доказывались преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, что в конечном счете вело к функционализму.

Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие.

Действовали руководствуясь девизом: "Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами".

В 1933 немецкий Веркбунд был упразднён нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе. Однако к тому времени его возможности были уже исчерпаны. Немецкий производственный союз послужил своего рода мостом между югендстилем и модернизмом. Своей деятельностью он оказал огромное воздействие на развитие немецкого промышленного дизайна.