БИЛЕТ 2 Цивилизационный подход к истории: сущность и основоположники. Теория локальных цивилизаций.
Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими идеалами и ценностями, имеющая устойчивые черты в общественном развитии, экономике, культуры и чувства принадлежности к данному сообществу
Цивилизационный подход(понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение. Цивилизация – тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни). В его основе – признание России цивилизацией особого типа, порожденного ее географическим (геополитическим) положением, между западными и восточными цивилизациями.( Запад – сторонник технического прогресса, находящегося в противоречии с естественным развитием природы. Восток – человек не столько стремится преобразовать мир, сколько созерцать его и понять свое место в мире):
3) Теория мировой цивилизации(ДжонБраун,Фергюссон,Тоффлер). Все неевропейские цивилизации являются лишь вариантами развития западной культуры.
4) Локальные цивилизации(Н.Я.Данилевский) наличие равных в своём развитии самобытных цивилизаций.
Каждая цивилизация в своём развитии проходит опр. Стадии. Сами цивилизации Данилевский называл культурно-историческими. В своей книге «Россия и Европа»(1869г) он указал 5 законов развития цивилизаций. Законы смены культурно-исторических циклов:
1) Один народ, обладающий отдельным языком или группа народов с родственным языком образуют самобытную цивилизацию.
2) Для возникновения и развития цивилизации необходима политическая независимость её народов(суверенитет).
3) Для расцвета цивилизации необходимо культурное многообразие народов её составляющих.
4) Культурные основы одной цивилизации не передаются народам другой цивилизации.
5) Закон культурно-исторического движения цивилизации проходит стадии зарождения, развития, расцвета, упадка и гибели.
Данилевский давал трактовку «прогресс». Прогресс состоял не в развитии одного направления, а во всех сферах и направлениях.
Ни одна цивилизация не может утверждать о своём совершенстве. Считал, что денационализация культуры приводит к её гибели. Для развития необходимо культурное многообразие.