БИЛЕТ 1 Предмет истории как науки.Источники и методы изучения истории .
История: 1) Это прошлое и всё, что происходило в нём.
2) Рассказ о прошлом, зафиксированный в устной или письменной форме.
Источники:
1) Письменные источники
2) Вещественные(ареологич.) источники.
3) Памятники материальной культуры.
4) Художественные произведения.
5) Документы аудио-видео ряда.
Письменные источники делятся на несколько видов:
1) Летописи.
2) Государственные акты.
3) Делопроизводственная документация.
4) Письма.
5) Мемуары.
Вещественные источники позволяют установить подлинность событий, указанных в письменных источниках. Подтвердить конкретные события и ценные исторические периоды можно изучить только из вещ. источников.
Методы изучения истории:
1) Собственно-исторические
2) Методы заимствования из других наук
3) Сравнительно-исторические методы.
4) Количественный метод, а также социологический, политологически, культурологические методы
Совокупность методов изучения истории называется методологией:
1) Формационный(авторы Маркс и Энгельс). Объясняет историю как закономерную смену общественно–экономических формаций. В основе этой смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми.Говорит о том. что каждая страна проходит 5 формаций:
Ø Первобытно-общинная.
Ø Рабовладельческая.
Ø Феодальная.
Ø Капиталистическая.
Ø Социалистическая.
2) Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими идеалами и ценностями, имеющая устойчивые черты в общественном развитии, экономике, культуры и чувства принадлежности к данному сообществу
Цивилизационный подход(понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение. Цивилизация – тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни). В его основе – признание России цивилизацией особого типа, порожденного ее географическим (геополитическим) положением, между западными и восточными цивилизациями.( Запад – сторонник технического прогресса, находящегося в противоречии с естественным развитием природы. Восток – человек не столько стремится преобразовать мир, сколько созерцать его и понять свое место в мире):
1) Теория мировой цивилизации(ДжонБраун,Фергюссон,Тоффлер). Все неевропейские цивилизации являются лишь вариантами развития западной культуры.
2) Локальные цивилизации(Н.Я.Данилевский) наличие равных в своём развитии самобытных цивилизаций.