Методические рекомендации
Тема включает большой пласт фактического материала, связанного с ходом военных действий на фронтах второй мировой и Великой Отечественной войн. Для ее успешного усвоения, рекомендуется придерживаться хронологического принципа изучения событий, рассматривая их параллельно: на советско-германском фронте и других фронтах. При этом основное внимание следует уделять основному фронту – советско-германскому и учитывать не только военно-технические, но и морально-политические факторы, влиявшие на ход войны. Используйте карту.
Сначала рассмотрите причины и характер второй мировой войны, охарактеризуйте военные действия и международную обстановку до 22 июня 1941 года. Затем - цели и военный план фашистской Германии, характер войны со стороны советского народа, оборонительные сражения, включая Смоленское, причины временных неудач Красной армии, мобилизационные мероприятия советского государства, ход и значение Московской битвы.
Изучая военные действия 1942-1944 гг., подробнее остановитесь на решающих битвах, означавших коренной перелом в ходе Великой отечественной и второй мировой – Сталинградской и Курской (планы сторон, соотношение сил, ход и значение), а также на открытии второго фронта в Европе и полном освобождении советской территории от фашистов. Не забывайте о роли военачальников Красной армии в разработке и проведении операций и героизме советских людей.
Коренной перелом в 1943 году произошел не только на фронте, но и в тылу, поэтому необходимо усвоить факторы, благодаря которым было обеспечено военно-техническое превосходство Красной армии, показать роль партизанского движения и движения Сопротивления в странах Европы в наступлении сил антигитлеровской коалиции. Необходимо хорошо знать решения Тегеранской и Ялтинской конференций глав великих держав относительно планов по окончательному разгрому Германии и послевоенного устройства мира.
Рассмотрев основные события 1945 г. в Европе, завершившиеся Берлинской операцией, последовательно изучите итоги военных действий к августу 1945 г. на Тихом океане, решения Потсдамской конференции, участие СССР в разгроме Японии. Выясните причины победы, учитывая. Что главную роль в разгроме фашистской Германии сыграл СССР, главные итоги и уроки войны.
Вопросы для самоконтроля
1. Оцените военно-экономический потенциал и международное положение СССР и Германии накануне войны.
2. Сопоставьте итоги и значение трех битв - Московской, Сталинградской, Курской - и определите хронологические рамки коренного перелома в ходе войны. Обоснуйте ваше мнение.
3. Приведите примеры героизма советских людей на каждом этапе войны.
4. Назовите особенности развития науки, техники и художественной культуры в годы войны.
5. Назовите основные этапы складывания и цели антигитлеровской коалиции. Какие противоречия существовали внутри движения Сопротивления?
6. Когда, кем и где были решены вопросы послевоенного устройства мира?
7. Какую роль сыграли военные действия в Африке и на Тихом океане и второй фронт в разгроме гитлеровской коалиции?
8. Каковы главные итоги и уроки второй мировой войны?
Темы рефератов и сообщений.
1. Партизанская борьба на Смоленщине.
2. Великий полководец России Г.К. Жуков.
3. Блокада Ленинграда.
4. Смоленское оборонительное сражение 1941 г. и его значение
5. Конференции «большой тройки»: Тегеран – Ялта – Потсдам.
Литература