Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по темам курса «Отечественная история»

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история»

Для самостоятельного изучения рекомендуются следующие вопросы:

1. Цели и задачи источниковедения. Классификация исторических источников.

Исторический источник как основа исторического исследования. Классификация источников: вещественные (орудия труда, предметы быта, архитектура и т.п.), письменные (юридические акты, летописи, описания, мемуары, письма и др.), лингвистические (данные языка), этнографические (нравы обычаи), фольклорные (былины, сказки и т.п.), аудиовизуальные (кино-фото-видеодокументы). Методы работы с разными видами источников. Специальные исторические дисциплины, изучающие источники: палеография, эпиграфика, нумизматика, геральдика, сфрагистика, метрология, ономастика и др.

2. Историография Отечественной истории.

Зарождение российской историографии. Исторические концепции XVIII в.: В.Н. Татищев, норманнская теория и критика норманизма М.В. Ломоносовым. Классики исторической науки XIX в.: Карамзин Н.М., государственная школа, Соловьев С.М., Ключевский В.О. Взгляды западников и славянофилов, Н. Данилевский как один из основоположников цивилизационного подхода к изучению истории. Историография XX в.: Покровский М.Н., Платонов С.Ф., Рыбаков Б.А., Греков В.Д., Л.Н. Гумилев и др., их основные научные труды и концепции. Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, социальной истории, компаративистский и др., обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Проблема особенностей отечественной истории.