Алгоритм как предмет усвоения знаний по истории
Требования к рассказу
1. Рассказ должен отвечать теме: раскрывать его основную мысль, соотноситься с намеченным планом.
2. Рассказывая о событиях, помните об их датировке, соблюдайте хронологическую последовательность изложения.
3. Четко отделяйте одну часть рассказа от другой.
4. В ходе рассказа установите причины событий или общественных явлений, укажите их последствия, значение, оцените их, охарактеризуйте участников и руководителей.
5. Обоснуйте сделанные выводы, оценки.
6. Будьте точны в описании фактов, в выборе и употреблении исторических терминов.
Схема изучения исторических явлений
1. Причины возникновения явления:
а) противоречия, вызвавшие явления, необходимость их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересован-ность в разрешении этих противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
а) важнейшие факторы, связанные с борьбой за решение противоречий;
б) классовая направленность действий различных сил, сторон в борьбе за разрушение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитииданного явления.
4. Последствия развития и значение явления:
а) разрешение данным явлением назревших противоречий;
б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Оценка исторического события, явления
На основе анализа фактов установите:
- причины события, явления;
- заинтересованность в нем определенных классов и слоев общества, социальная направленность;
- характер события, явления (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.);
- связи с другими событиями, явлениями этого порядка;
- противоречие развития;
- значение: а) для различных классов и слоев общества;
б) для последующего исторического развития.
Анализ явления общественной жизни
1. Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как повлияло оно на дальнейший ход событий?
2. Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?
3. Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказали на него существенное влияние?
4. Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
5. Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?
6. Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?