Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Никола́й Ива́нович Новико́в (1744—1818) — русский писатель, общественный деятель, журналист и издатель.

Новиков был основателем ежемесячного журнала «Утренний Свет» (1777—1780), весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

Уже в ноябре 1777 Новиковым было открыто Училище при церкви Владимирской Божией Матери на 30 или 40 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове).

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надо было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях своё патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени к Новикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем ещё не был знакомо русское просвещенное общество: общественное мнение.

Третий период в развитии педагогии в России – общественная педагогия (с середины 19 века) – представляется наиболее трудным для характеристики, потому что он не имеет таких выпуклых свойств, как первые два.

Что сделало общество для русского просвещения в третий период?

В государственный период развития русской педагогии кладется начало общественной педагогии, появляется целый ряд педагогов, которые до известной степени работают независимо от государственной педагогии, высказывают взгляды несогласные с ней.

Основоположником отечественной педагогической теории, представляющей собой относительно самостоятельную область знаний был К.Д. Ушинский

(1824-1870)

Ушинский проанализировал соотношения между педагогической теорией и практикой. Утверждал, что кабинетные, оторванные от жизни системы не заслуживают доверия, но не имеет никакого общего значения и одиночная опытность практика. "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт". (соч., т.2, 1948. с.19).

Этим обобщенным педагогическим опытом, связью фактов в их идеальной форме является педагогика.

Им написано более 200 работ по педагогике. Главный труд «Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания».

К.Д. Ушинский рассматривал педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «выведенную из этих наук». «Искусство воспитания, - писал он, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания….».

К.Д. Ушинский сформулировал важные принципы воспитания: народность воспитания, связь воспитания с трудом, обучение на русском языке. Книга «Родное слово» принесла Ушинскому славу народного педагога.

В РФ лучшим педагогам вручается медаль К.Д. Ушинского.

Теоретическую работу над общими проблемами педагогики и дидактики в третий период развития педагогики продолжили А.И. Острогорский, В.Я. Стоюнин, П. Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и т.д.

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (21 сентября 1837—28 ноября 1909) — основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России, автор работ по семейному воспитанию, один из основоположников семейной педагогики.

Педагог, анатом, врач.

В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук медицины, и в 1868 году - доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт — профессор государственного Казанского университета, с 1886 — профессор Санкт-Петербургского государственного университета — преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта). Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924)

Особое значение уделял проблеме развития ребенка, которое является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики" изложил своё понимание идеи развития, сформулировал подходы к основанной на ней пед. концепции, которая получила название "Эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс.

Много внимания уделял изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей. Пропагандировал идею всеобщего начального образования, был широко известен как методист начальной школы, особенно по русскому языку.

В книге "Предметный метод обучения он предлагал отказаться от термина "наглядное обучение" и заменить его на "предметное обучение", которой предлагает использование в учебном процессе всех чувств детей.

Много внимания уделял соотношению общего и профессионального образования, считал необходимым введение в школу уроков труда.

Школа призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору будущей специальности, выявлять способности, склонности, интересы и возможности школьников.

Особое место в педагогической науке занимаю работы Л.Н. Толстого (1828-1910). Для всякого педагога, каких бы взглядов он не придерживался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли.

 

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.

Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.

Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности... Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение — принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его религиозным содержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал Толстой. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, — писал Л. Н. Толстой, — урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков».

Толстой относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60—90-х годов (Ушинский, Корф, Бунаков и др.). Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

OCR Detskiysad.Ru

Характерными чертами прогрессивной русской педагогической теории, сложившейся вполне лишь в середине XIX века, являются гуманизм, демократизм, народность, высокая оценка науки, просвещения, любовь к ребенку и бережное отношение к нему, стремление развить его творчество, самостоятельность, активность.

С 1917 года начинается советский период в развитии педагогики.

Если характеризовать советский период в развитии педагогики, то можно выделить 3 этапа (версия Борисовой Н.В. канд.пед.н.)

1. 1917-60 гг. Это период накопления, сбора эмпирического материала, теоретических обобщений, издания учебников, - это этап нормального развития педагогики. По количеству учебных заведений в это время мы занимали 1 место среди других стран, по коэффициенту, интеллекта (количество людей на тысячу человек, закончившие высшие учебные заведения и работающие по специальности) 1957 г. второе место наряду с США, к моменту перестройки на 47 месте, сейчас на 52-ом, (что является свидетельством кризиса в образовании и педагогической науке).

2 этап - период проблематизации (разброда и шатаний) характеризуется появлением большого количества новаторов, потерей веры в учебник, как методический документ, потерт веры в педагогическую науку. Это 70-90 гг., когда пришло осознание необходимости новой научной парадигмы. (Парадигма - с греч. "примем", "образец". (Разработал учение амёриканский физик Томас Кун для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания.

3 этап. - 90-е годы (настоящее время) - это период смены парадигмы. По версии профессора С.- Петербургского университета, В.И. Гинецинского педагогики -как фундаментальной науки нет – есть сборник эмпирических данных, теоретически обобщенных.

Педагогика экзотерична - т.е. доступна всем, а должна быть эзотеричной, доступной тем, кто имеет склонность, предрасположенность к педагогической деятельности. '''Сегодня педагогика вступила в этап гипотетико-модельного развития, с современной точки зрения, перечисленные способы обосновался педагогического знания (индуктивно-эмпирический, спекулятивно-умозрительный, экспериментальный) недостаточно адекватно выражают природу образовательно-воспитательного процесса в обществе.

В новой парадигме педагогика как наука по определению Гинецинского есть проектирование, внедрение и анализ функционирования педагогических систем специального целевого назначения.

90-годы XX столетия ученые начали работать над разработкой личностно –ориентированного способа образования. Основные его характеристики приводятся в работе В.В. Серикова «Подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования». Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-21 апреля 2000 /Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход – Красноярск, 2000. Самостоятельная работа с текстом. Конспект статьи:

1. Понятие «личностно-ориентированное образование».

2. Научные школы, разрабатывающие идею личностно-ориентированного образования

3. Критерии личностно-ориентированного образования.

4. Принципы личностно-ориентированного образования.

5. Ответ на вопрос, что должен знать учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования?

 

P. S.

Педагоги, внесшие заметный вклад в развитие педагогической теории и практики первого периода становления советской педагогической науки.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

Представитель теории свободного воспитания. Самый известный последователь Толстого. Самое главное по мнению К.Н. Вентцеля в воспитании - воспитание нравственной личности, развить у каждого ребенка самостоятельное системное мышление.

"Дом свободного ребёнка", основанный Вентцелем в Москве просуществовал три года. Обучали детей, чьи родители могли платить. Развивали творческие способности, в основе лежала свобода. Ребёнок должен стать в центре воспитания и образования. В этом учреждении не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Обучались дети от трех до 13 лет, которые объединялись в зависимости от возраста и интересов в свободные группы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Дети и родители составляют своеобразное объединение - "Дом свободного ребенка", куда дети приходят поиграть, побеседовать со взрослыми, и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематическое учение отсутствует. Центром занятий являются мастерские с разнообразными видами ручного детского труда.

Таким образом, Вентцель отрицает всякую школьную организацию. Сформулировал ряд принципов, один из которых - принцип самоценности детства, который исходил из огромной роли детства в жизни человека. Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал: с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Самой важной и трудной областью воспитания считал нравственное, цель которого пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться, не только, сознательно ставить цели, но и достигать их.

Особое внимание уделял производительному, творческому труду, как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.