Идейные принципы романтиков. Отличительные особенности живописи романтиков на примере творчества Т.Жерико или других художников.

 

Романтизм - фр.сл. romantics – направление в европейском и русском искусстве 1820-30-хгг., сменившее классицизм и выдвинувшее на первый план индивидуальность, «несовершенную», с позиции классицизма, действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Благотворная роль романтизма заключается в том, что он способствовал освобождению искусства от отвлеченных классических догм, от засилья античных, часто далеких от современной жизни тем, повороту искусств к национальной истории и образам народного фольклора. Романтизм заметно сказался и портретной живописи, где стали ярко выявляться индивидуальность, глубина и сила чувств неповторимость персонажа. Романтики придавали композиции динамику, объединяя формы бурным движением и, прибегая к резким объемно-пространственным эффектам, усиливая роль колорита с контрастами теплых и холодных тонов, света и тени. В России романтизм явился одним из предшественников критического реализма.

Представители академической школы восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита, моделировки формы, непривычной для классиков, экспрессии рисунка, смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Эта борьба длилась почти полстолетия, романтизм одерживал победы в искусств ене легко и не сразу, и первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791-1824) – мастер героических монументальных картин, соединивший в своем творчестве классические и романтические черты, и давший мощно реалистическое начало оказавшее огромное влияние на искусство середины 19 века. но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Пример: «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», №раненый кирасир, покидающий поле боя», «плот Медузы».

«Плот Медузы»:Жерико ищет героические образы в современности. События происшедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816г., дали Жерико сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно 7 на 5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, которые в безумной надежде всматриваются в эту далекую, едва различимую точку. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноши, ничком упавшему на доски плота, к отцу, держащему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно смотрящего в даль, и затем – к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Среди этих людей есть подлинные портретные изображения. Картина Жерико написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен. Рисунок точный, обобщенный, светотень резкая, скульптурность форм говорит о прочных классических традициях. Но сама современная тема, раскрытая на бурном драматическом конфликте, который дает возможность показать смену разных психологических состояний и настроений, доведенных до крайнего напряжения. Композиция, построенная оп диагонали, усиливает динамический характер изображения, - все это черты будущих романтических произведений. Через пять лет после смерти художника именно к этой картине был применен термин «романтизм». Критика приняла картину сдержанно. Страсти вокруг нее были чисто политическими: одни видели в и картине проявление гражданственного мужества, другие – клевету на действительность. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Жерико уехал в Англию. В Англии он с большим успехом показал свою картину, сначала в Лондоне, затем в других городах.